UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подарок из чужого кармана

Время летних отпусков каждый ждет с нетерпением. Замирают шумные школьные коридоры и сессионный зал Верховной Рады...

Автор: Ольга Петрова

Время летних отпусков каждый ждет с нетерпением. Замирают шумные школьные коридоры и сессионный зал Верховной Рады. Каникулы — золотая пора не только для переутомленных граждан Украины, но и для изобретательного чиновничества высшего ранга. В короткий период лета, когда внимание соотечественников сосредоточено на расписаниях туристическо-транспортных услуг, надо не терять время, пока гражданам Украины не к кому обращаться за помощью — народные избранники на каникулах.

Неоднократно испытанным опытом «летнего экстрима» воспользовалось Министерство культуры и искусств Украины, чтобы в режиме «служебной тайны» вывезти из Украины и подарить Нидерландам коллекцию Кенигса, переданную Украине в качестве частичной компенсации за человеческие и материальные потери в годы гитлеризма. Историю коллекции, ее современное состояние и общественную ситуацию вокруг нее «Зеркало недели» освещало в № 14 (489), № 17 (493) и № 24 (496). Писали об этом и другие издания, в частности «Голос Украины» в
№ 99 (3349).

Продолжавшийся во властных кабинетах переговорный процесс по вопросу реституции коллекции склонялся к решению о паритетных условиях: Украина передает коллекцию Кенигса — Нидерланды возвращают во Львов две гравюры А.Дюрера, перемещенные из Украины в Голландию во время войны 1941—1945 гг. На вполне аргументированные требования украинской стороны получили категоричный ответ посла Королевства Нидерландов в Украине Моник Франк. В интервью «Зеркалу недели» (29.05. № 21 (496) о гравюрах Дюрера г-жа Франк сказала: «Не стоило бы говорить об этом, акцентируя понятия «обмен» или «сделка».

По мнению украинских депутатов Л.Танюка и Б.Олейника, академиков М.Поповича, И.Дзюбы, А.Федорука, А.Чебыкина, классика украинской литературы П.Загребельного, интеллектуалов — культурологов и искусствоведов, творческой молодежи, коллекция как народная собственность должна была бы остаться в Украине.

Председатель комитета по вопросам культуры и духовности Лесь Танюк сделал депутатский запрос об отмене распоряжения Кабинета министров Украины о возвращении коллекции Кенигса правительству Королевства Нидерландов и передал дело в Генпрокуратуру.

Внезапно, во время развернувшегося демократического диалога, 23 июня 2004 г. коллекцию изымают из музея им. Б. и В.Ханенко по приказу министра культуры Ю.Богуцкого. Акция состоялась в стиле советского административного давления. Дирекции музея предъявлена информация о якобы отзыве Л.Танюком депутатского запроса и заявления в Генпрокуратуру. На наш вопрос о судьбе заявления господин Танюк ответил:

— Решение Комитета по вопросам культуры и духовности никто не отменял, не пересматривал. Заявления из Генпрокуратуры не отзывалось. Мы получили информацию от вице-премьера И.Кириленко о том, что в обмен на Коллекцию Кенигса Украина получит две работы А.Дюрера, вывезенные из Львовского музея. Однако, когда я спросил об этом голландцев, они очень удивились – оказывается, с ними подобные переговоры не велись. То, что случилось с Коллекцией Кенигса, мы считаем нарушением закона.

С музейного порога коллекция попадает на борт самолета, который берет курс на Амстердам. Все причастные довольно потирают руки.

Попытаемся посмотреть на событие без эмоций, которые непременно возникают, если твоя нравственность не деформирована и совесть не спит. Холодным разумом отметим одни лишь нарушения закона, их наглядность ошеломляет. Именно об этом писал академик М.Попович: «В таком случае возвращение коллекции выглядит как подарок — ...из сокровищницы национальной, а не частной».

Содержание правового преступления изложено А.Федоруком, председателем Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу, в его письме, адресованном общественности Украины. Приведем его без купюр.

«23 июня 2004 года Королевству Нидерландов была передана часть коллекции Ф.Кенигса (139 рисунков и три гравюры). Эта передача была осуществлена в одностороннем порядке, вопреки моим убеждениям, запросам депутатов Верховной Рады Украины, отрицательному отношению научных работников, общественности к такому решению.

Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины последовательно отстаивала позицию о проведении передачи коллекции Кенигса при условии взаимной реституции — возвращении в Украину нидерландской стороной двух рисунков А.Дюрера «Конь» и «Мадонна».

Перемещение указанных культурных ценностей на паритетных условиях соответствовало бы поручению Президента Украины Л.Кучмы, закону Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей», соглашению между Украиной и Королевством Нидерландов о культурном сотрудничестве от 18 июля 1996 г., о взаимном содействии в деле поиска культурных ценностей, перемещенных во время и в результате Второй мировой войны.

Информирую, что я обращался к Президенту Украины Л.Кучме с предложением о соблюдении принципов взаимной реституции (письмо № 28/137 от 19.03.04).

Считаю, что инициатива должностных лиц по проведению передачи Нидерландам коллекции Кенигса в одностороннем порядке является нарушением ст. 5 закона Украины «О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей». Такая акция унижает украинскую национальную политику, авторитет нашей страны, нарушает политические интересы нашего государства».

Этот сюжет воплощен в жизнь не криминалом, а членами правительства Украины, присягавшими охранять ее достоинство. Заботиться об интересах собственной страны — обязанность государственного функционера, несмотря на его личные моральные качества.

По служебным контактам с министерскими чиновниками, в частности с Ю.Богуцким и Л.Новохатько, другими, знаю об их гипертрофированной осмотрительности, неспешности в принятии решений. Проявленная 23 июня нетипичная для чиновника решительность, граничащая с безоглядностью, пренебрежение статьями закона указывают на более высоких дирижеров этой эпохальной сделки. Интересно узнать также у директора киевской таможни, каким образом без резолюции А.Федорука он выпустил из Украины народные сокровища?

Как бы там ни было, министр культуры Украины с депутацией в торжественной обстановке передал в дар музею в Роттердаме то, что не перестало быть собственностью Украины. Пикантность ситуации заключается в том (информация получена из музейных кругов Голландии), что в дальнейшем коллекция Кенигса, которая войдет в экспозицию музея Бойманс, будет принадлежать наследникам Д. Ван Бейнингена — того самого лица, которое продало коллекцию гитлелевскому эмиссару.