UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подарите нам праздник, маэстро!

Чтобы превратить в праздничное шоу суррогатный гала-концерт, каких немало проводится в стенах Нац...

Автор: Марина Черкашина

Чтобы превратить в праздничное шоу суррогатный гала-концерт, каких немало проводится в стенах Национальной оперы по разным поводам, в том числе в периоды, когда основная труппа выезжает на зарубежные гастроли, нужен был именно такой человек, как Герман Макаренко. Один из команды дирижеров театра, которому доверяются не самые главные спектакли и отнюдь не ударные премьеры, он давно понял, что ждать милости от театрального начальства — дело совершенно безнадежное. Любые инициативы означают в этой ситуации два варианта реакции богов театрального олимпа. Либо поступающие предложения вежливо кладут в стол, и тогда предстоит навсегда смириться с ролью «рядового бойца» дирижерского фронта, либо обещают поддержку, если соглашаешься сразу включиться в игру «Сделай сам!» Вот почему подать ценную идею и разработать интересный проект — это только начало долгого пути. Нужно изыскать деньги на его осуществление, найти спонсоров и зажечь их энтузиазмом, а для этого стать великим дипломатом и знатоком психологии ценных людей, затем взять на себя все административные обязанности, позаботиться о нотном материале — и все это помимо тех чисто творческих задач, которые связаны с процессом подготовки концертной программы.

Нынешний проект Германа Макаренко — уже третий на его счету — был рожден озарившей его мыслью поздравить женщин с весенним праздником 8 Марта в легкой изящной форме, предложив с фантазией составленную программу из популярной классической музыки. Этот замысел предполагал сочетание известной элитарности и массовости, расчет на аудиторию, которая пытается стать новой аристократией, а кроме того, отчасти состоит из иностранных дипломатов, оказавшихся по долгу службы в столице Украины, но продолжающих жить в системе ценностей западного мира. Согласно международному табелю о рангах, на лучшие места в оперу претендует особая публика, и руководители театров отлично знают, чем можно привлечь этих дорогих не только в переносном смысле гостей. Хорошо это знает и наш киевский маэстро.

В праздничном вечере, озаглавленном «Объяснение в любви», звучала прекрасная музыка, способная поднять настроение. От имени своих героев пели всем женщинам любовные серенады и гимны солисты оперы Николай Шуляк, Оксана Гаевская, Владимир Опенько, Сергей Магера, языком танца воспевали любовь солисты балета Елена Филипьева и Сергей Сидорский, Кристина Шишпор и Иван Козлов. При этом главная роль досталась оркестру Национальной оперы и его дирижеру Герману Макаренко. Украсили концерт и вдохновенно сыгранные скрипичные соло Эдуарда Идельчука. После долгих лет отсутствия этот талантливый скрипач наконец возвращается в Украину и будет работать в Национальной опере, где сможет в полной мере реализовать и свой большой опыт, и высокое мастерство.

Концерт был выстроен таким образом, что оркестр, поднятый из оркестровой ямы на сцену, все время оставался на виду и на первом плане. За ним располагалась сценическая площадка, где исполнялись в декорациях и костюмах балетные сцены и два фрагмента оперы «Евгений Онегин». С элементами театрализации были решены и сольные выступления вокалистов. Очень хорошо, что (в отличие от более принятой сегодня практики исполнения опер на языке оригинала) каватина Альмавивы из «Севильского цирюльника» и дуэт из «Дон Жуана» звучали в украинском переводе. Вместе с тем Герман Макаренко продемонстрировал истинную «вежливость королей», когда произносил свои лаконичные комментарии к звучащим произведениям сначала на родном украинском, а затем на английском языке. Дирижер смог обнаружить в этом своем авторском проекте не только продюсерские и менеджерские способности, но и по-новому раскрылся как музыкант. К всегда присущей ему академически сдержанной манере и скупому жесту прибавилась значительно большая свобода и раскованность, отвечавшие непринужденности, светлой тональности, энергии радостного подъема, которыми была наполнена музыка Россини и Иоганна Штрауса, Моцарта и Бизе, Гулака-Артемовского и Лысенко, Прокофьева и Скорульского. Лирическая сторона дарования дирижера полнее всего проявилась в удивительно проникновенно прозвучавшем интермеццо из «Сельской чести» Масканьи, в сыгранных на бис «Колыбельной» Станковича и «Мелодии» Скорика.

Завершающую часть концерта, в которой были исполнены в дополнение к основной программе шесть разных по характеру оркестровых миниатюр, слушатели восприняли как еще один праздничный подарок-сюрприз. Дирижер представил аудитории избранные им пьесы как разные лики любви с ее нежностью и восторгом, вспышками неистовой страсти и чувством радостного подъема. Публика окончательно прониклась светлыми и добрыми чувствами, на всех лицах засияли улыбки, а музыканты были вознаграждены за свой труд самыми горячими и долго не смолкавшими аплодисментами.