Какой октябрь мыслим без треснувших скорлупок каштанов с глянцевым коричневым желтком на киевских тротуарах? Какое начало осени мыслимо без неожиданностей и сюрпризов? Буклет «Тайны каштанового дома», вышедший в свет накануне учебного года и напоминающий толстую школьную тетрадь, довольно неожиданно представил поэзию участников ЛИТО «Каштановый дом», рассказав об истории каштанового дерева, попавшего в Киев с Балканского полуострова, а туда, в свою очередь, — из Греции.
Одновременно с буклетом порадовал любителей литературы и второй выпуск поэтического альманаха, в котором представлена избранная лирика мастеров современной русской поэзии и участников молодежного поэтического конкурса «Начальная пора», а также два новых диска стихов и песен своеобразного альянса бардов и поэтов.
Эти полиграфические и музыкальные новинки носят то же название, что и недавно проходивший в Киеве Всеукраинский поэтический фестиваль «Каштановый дом», к открытию которого они и были приурочены.
Организатор фестиваля поэт Андрей Грязов хорошо известен в поэтической среде — он является редактором известного сайта www.рoezia.ru и руководителем семинара молодых писателей Киева. Его книга стихов «Джаз» стала лауреатом премии имени Юрия Долгорукого, а по данным интернет-опроса «Литературная Украина. Парад 2004 года» творчество поэта заняло 1-е место.
В день открытия фестиваля в Союзе писателей Украины яблоку негде было упасть. Публика волновалась в ожидании заявленных приезжих знаменитостей, но самой главной интригой открытия фестиваля было имя Беллы Ахмадулиной, возглавляющее список. Только самые отчаянные оптимисты верили, что поэтесса появится.
Однако когда на лестнице Союза писателей показалась загадочная незнакомка в сопровождении эскорта организаторов, по толпе пробежал ропот… И все-таки чудо состоялось — поэтесса была. Не Белла Ахатовна, чей приезд был отменен в последнюю минуту по уважительным причинам, а новая, неоткрытая литературная звезда, впрочем, хорошо знакомая украинскому читателю, — любимая нами актриса Ада Роговцева.
О Роговцевой-поэтессе, издавшей не одну книгу стихов, читателю практически ничего не известно. В этот вечер Ада Николаевна читала не только свои стихи, но и произведения дочери и сына, опубликованные в новой книге «Мамины молитвы». Организаторы фестиваля признались: «К сожалению, в Союзе писателей до сих пор почему-то не проводились презентации книг Ады Роговцевой»...
Кстати, Ада Николаевна была единственной представительницей украинской поэзии, чьи стихи прозвучали в тот вечер в актовом зале Союза писателей, — львиная доля времени и внимания досталась гостям из России, прибывшим на форум весьма внушительной делегацией.
Основной знаковой фигурой из заявленных знаменитостей был лауреат двух престижных литературных премий — «Букер» и «Анти-Букер» российский поэт Сергей Гандлевский, который в свое время входил в группу поэтов «Московское время» наряду с Бахытом Кенжеевым и Юрием Кублановским. Мэтр был строг и немногословен, как и положено мэтру, а оробевшие слушатели с жадностью ловили скупые строки его стихотворений, которые он отмерял чайной ложечкой для гурманов…
«Держать удар» со стороны украинской части стихотворцев собрались неслабые творческие силы — поэты Александр Кабанов, Андрей Грязов, Юрий Каплан, Станислав Бондаренко, Дмитрий Бураго, Василий Дробот, Владимир Гутковский, Алексей Зарахович и многие другие достойно подхватили «брошенную перчатку» российских поэтов, чей поэтический «потолок» оказался явно на высоте. Поэтическая дуэль первого дня, когда поэты что называется «пробовали силы», закончилась вничью — победила дружба.
А задавали тон на поэтическом вечере дамы. Вслед за Адой Роговцевой на сцене появилась Катерина Квитницкая. Лауреат Пушкинской премии, которая присуждается в США, автор книг «Козырная Карта» и «Кровословие», Катерина Квитницкая около 20 лет возглавляла в издательстве «Дніпро» отдел переводов с французского языка. В свое время Белла Ахмадулина сказала о ней: «Анна — Марина — Екатерина — круг замкнулся», как бы ставя киевскую поэтессу в один ряд с А.Ахматовой и М.Цветаевой.
Женская поэзия в исполнении киевских поэтесс — лауреата премии имени Николая Ушакова этого года Натальи Бельченко, Татьяны Аиновой, Виктории Шпак и Татьяны Чебровой — сделала в этот вечер «Каштановый дом» по-особому теплым и уютным…
Какой фестиваль может быть успешным без открытий?
Их было с точки зрения публики целых два — это московские поэты Игорь Лукшт и Игорь Царев, которые впервые «вживую» предстали перед украинским слушателем. Во время выступления скульптора из Москвы Игоря Лукшта в битком набитом зале стало так тихо, что казалось: муха пролетит, и то будет слышно. Слегка ошеломленные запредельными образами и метафорами поэта, присутствующие спрашивали себя: почему мы до сих пор не держали в руках книги этого автора? И тут уместно будет сказать о любопытной тенденции, которая наблюдается сегодня в литературном процессе всего постсоветского пространства: многие литераторы полностью переходят на электронные издания.
Книги, которые сегодня издаются, не окупают себя — они стоят больших денег, плохо продаются, выходят небольшими тиражами и доступны узкому кругу читателей. Опубликованное же на одном из сайтов стихотворение могут прочитать 500—1000 читателей в день. Добиться такого в книгоиздании, к сожалению, невозможно. «Поэты интернета» редко бывают на литературных тусовках, это для них не интересно, поскольку их аудитория находится в виртуальном пространстве.
Второй день фестиваля ознаменовался двумя событиями: подведением итогов и награждением победителей конкурса «Начальная пора», а также мероприятием, которое даже самые искушенные завсегдатаи поэтических вечеров признали как ноу-хау: «Звездным джазом» под куполом Планетария.
Жюри конкурса, в которое вошли руководитель поэтической студии «Восход» при НСПУ Василий Дробот, журналист и руководитель сайта www.virshi.ua Николай Подгорный, известные киевские поэты, объявило победителей в двух номинациях: «Крылья Ганимеда» и «Гости из будущего».
И тут собравшихся ждал сюрприз — самым большим открытием молодежного фестиваля, по мнению публики и жюри, стал победитель конкурса в номинации «Крылья Ганимеда» (украинская поэзия), студент 2 курса факультета филологии Киевского педагогического университета Максим Меркулов, который читал свои стихи на украинском и белорусском языках!
Вручение эксклюзивных «золотых» и «серебряных» медалей из специальных сплавов, фантастический «Звездный джаз» в исполнении Игоря Кручика, Алексея Зараховича, Игоря Царева и других мастеров поэзии — все это запомнится ребятам надолго…
Завершился фестиваль на берегу Днепра, прямо напротив Лавры, где была возведена камышовая эстрада, очень живописно смотрящаяся на фоне золотых куполов, освещенных солнцем, которое иногда выглядывало из-за моросящих туч, словно и этот сюрприз был запланирован заранее.
Наездники в национальных костюмах украинских казаков (конно-трюковый театр «Скиф» под руководством Сергея Комлева) продемонстрировали мастерство джигитовки, а поэты могли прокатиться в бричке и верхом, в том числе — на знаменитом Барсике, который считается самым красивым конем Европы. Скульптор В.Зноба использовал его в качестве натуры для создания памятника казаку Мамаю на Майдане Незалежности в Киеве, а кинорежиссеры (в том числе Ежи Гофман) усаживали на него украинских гетманов и французских королей…
И хотя поэты рисковали быть сметенными ливнем на берегу Днепра, они все-таки почитали на прощанье стихи и пообщались друг с другом в уютном кафе «Камышовый кот». «Сегодня фестивалей стало больше, чем поэтов», — сказал недавно кто-то из литераторов. Возможно, он прав, но «Каштановый дом» — это как глоток уходящего лета, которого должно хватить на целую зиму, до следующей встречи…