UA / RU
Поддержать ZN.ua

Под крышей Дома — Украинского. Из бывшего ленинского музея планировали сделать… большую писанку

На этой неделе в Украинском доме состоялся большой прием по поводу 15-летия этой обители, ставшей за последние годы большим культурным центром...

Автор: Екатерина Константинова

На этой неделе в Украинском доме состоялся большой прием по поводу 15-летия этой обители, ставшей за последние годы большим культурным центром. Одна за другой здесь культурологические акции: выставки, вернисажи, арт-парады, книжные ярмарки. Вот и сейчас выставка Марии Приймаченко: представлено около двухсот работ знаменитой художницы. Пожалуй, у нового поколения даже мысли не возникает, что когда-то в этом же здании под зорким взглядом Ильича торжественно принимали в пионеры. Так как изначально здание планировалось и обустраивалось как очередной советский музей вождя мирового пролетариата. Тем не менее, по мнению директора Украинского дома Натальи ЗАБОЛОТНОЙ, сегодня вовсе не обязательно уточнять адрес, мол, это «бывший ленинский музей», так как Дом прочно ассоциируется с определением — Украинский.

Наталья Заболотная
— Можно, конечно, задаться вопросом: почему за последние годы произошел этот активный перелом? Наверное, потому, что Украинским домом были проведены значительные акции — «Арт-Киев», Большой скульптурный салон. Было множество других мероприятий, — говорит г-жа Заболотная. — Еще на этапе создания Украинского дома президент дал поручение: «Перенести украинский дух в Украинский дом!». Сначала, конечно, был творческий конкурс на идеи преобразования. Разные архитекторы и художники думали, как этот холодный мрамор превратить во что-то играющее. Были даже идеи сделать из Украинского дома… большую писанку. В общем, все хотели привнести в Украинский дом что-то извне. Но ведь, по сути, это здание — монолит. Законченная архитектурная форма. Так мы ни к чему и не пришли… Я же глубоко убеждена в том, что Украинский дом создается украинскими людьми. Подтверждение тому — большой интерес к нашим акциям за последние два-три года. Мы начинали с «Арт-Киева-2006», где была представлена живопись украинских художников из частных коллекций Украины. И если эту первую акцию посетило около 30 000 человек, то на недавнем Большом скульптурном салоне-2008, который является четвертым большим проектом, было более 70 тыс. посетителей.

— Наталья Филипповна, а вот что касается дислокации столь масштабных акций, как «Арт-Киев» и Большой скульптурный салон, — это станет привилегией именно вашего Дома или все же такие значительные мероприятия будут проводиться в разных местах?

— Украинский дом учредил эти акции. Я сама занимаюсь этими проектами. Проводим конкурсные отборы. И самое приятное: не успел закончиться Большой скульптурный салон-2008, как уже «бронируются» места на следующий год. Потому что очень непросто разговаривать с художниками и особенно со скульпторами и убеждать их, что у нас проводится столь значительное мероприятие. Пожалуйста, мы вас приглашаем! Ведь скульптура — это особый вид искусства. И журналисты точно охарактеризовали его — «тяжелая АРТиллерия» в прямом и переносном смысле. Если живописцы достаточно активно выставляются — они востребованы. Да и покупают картины намного чаще, чем скульптуру. К скульпторам у нас всегда было отношение «по остаточному принципу». Ведь эти произведения достаточно трудно экспонировать. Они требуют особого пространства и освещения. Я уж не говорю о транспортировке. Скульпторы-мастера поначалу говорили: «Ну какой нам от этого прок?» Но мы ведем анонимный опрос галеристов и скульпторов в последние дни выставки. Так вот продажи скульптур во время нашего Большого скульптурного салона составили значительные цифры — от 4 до 4,5 млн. долл.

Мы осознаем, что находимся в центре формирования отечественного арт-рынка. Ведь в нашем пространстве во время акций собираются эксперты, искусствоведы, галеристы, художники. Даже порою слышу такие разговоры: вот, мол, мы не будем покупать работы где-либо, а обязательно дождемся «Арт-Киева», так как там будет что-то интересное. Но искусство — лишь одна сторона нашей деятельности. Ведь Украинский дом полностью хозрасчетное предприятие…

— Это следующий вопрос: под чьим крылом вы находитесь? Кому непосредственно подчиняетесь?

— Помимо таких вот романтических проектов, которые греют и радуют душу, мы должны думать еще и о хлебе насущном. Ведь мы не финансируемся из бюджета — ни управлением культуры, ни Минкультом. Поэтому должны зарабатывать на жизнь сами. В штате 150 человек. Те помещения, где проходят публичные мероприятия, — лишь видимая часть айсберга. Но у нас еще есть два подземных этажа, машинное отделение, которые достались нам в наследство со времен Музея Ленина. И все это надо поддерживать. А это требует денег. И поскольку здание далеко не новострой, то требуются определенные средства. И если мы не зарабатываем в месяц от ста тысяч гривен до миллиона, это плохо. Сейчас у нас выставка «Образование и карьера». На следующей неделе — «Кинофорум», где планируем провести телемосты с Голливудом, Нью-Йорком.

Тот же Большой скульптурный салон посетил президент Украины и был в восторге. Говорил: «Для меня открытие, что в Украине есть так много талантливых скульпторов!». Визит главы государства состоялся в последний день выставки, когда присутствовали почти все скульпторы. Он попросил собрать экспромтом круглый стол и предложил ряд тем. Например, оживить казацкую столицу Батурин. И, представьте, уже через неделю для скульпторов был организован автобус, они поехали в Батурин. И я так понимаю, что в ближайшее время последуют госзаказы. Президент тогда же еще озвучил тему памятников Голодомора, проекта памятника Тарасу Шевченко на Чернечей горе. Еще Виктор Андреевич дал распоряжение закупить работы современных скульпторов для «Арсенала». Я думаю, это хороший и необходимый жест.

— Уже несколько лет вы вынужденно соседствуете с Музеем истории Киева, который ютится в буквальном смысле слова «в ящиках». Судя по всему, в ближайшее время этому музею не предоставят помещение… И как вы намерены дальше сосуществовать?

— Это больная тема. Это длится уже четыре года. Мы отдали под Музей Киева более пяти тысяч квадратных метров. Исходя из нашей активной деятельности, есть большая необходимость в этих площадях. Ну, конечно, это трагедия коллектива, поскольку у музея отобрали помещение Кловского дворца. И, наверное, в свое время им обещали Украинский дом. Но это невозможно, так как это — «живая» структура. И то, что Музей истории Киева кормят лишь обещаниями, и то, что столица не имеет такого музея, просто неприлично! Кроме того, экспонаты, упакованные в ящики, разрушаются на протяжении этих лет. Конечно, работает система вентиляции. Но экспонаты спрессованы, для них необходим климат-контроль, чего не может обеспечить Украинский дом. А изменять систему вентиляции — это же огромные деньги. Думаю, в Киеве достаточно площадок для того, чтобы у киевлян был Музей истории Киева. В общем, открытая кровоточащая рана — и нам плохо, и им плохо. И Киеву плохо. Может быть, в связи с возведением комплекса «Мистецький Арсенал» найдутся площади для этого музея.

— Многие говорят, что центр выставочной жизни может переместиться именно туда. Не потеряет ли при этом Украинский дом?

— Буду рада, если в Украине появится такой вот аналог Лувра… Думаю, что это нужно. А Украинский дом не является постоянной экспозицией. Мы и не претендуем на это. У нас есть возможность проводить разные арт-акции. Ведь «Арсенал» планируется как комплекс, где будут представлены разные культурные срезы, начиная от трипольской культуры. Если Лувр невозможно пройти за шесть часов даже по ускоренному графику, то, думаю, площадь «Арсенала» будет превышать Лувр. В общем, это нужное дело.

— Вы не видите в будущем Украинский дом именно как постоянно действующую определенную экспозицию…

— Поскольку строится «Арсе­нал», а рядом находится Национальный художественный музей, то, полагаю, такой необходимости нет.

Вообще в Киеве достаточное количество музеев, которые мало посещаются. Может, потому, что никто не занимается промоушн. А может, это надо решать на уровне государства и привлекать молодых энергичных музейщиков. Чтобы они не мыслили штампами советского времени. В конце концов, пора бы уже принять закон о меценатстве, чтобы активизировать движение. Ведь многие меценаты хотят подарить музею некоторые произведения искусства, но принципиально не хотят платить этот безумный налог в 20%. Один известный меценат покупает произведения искусства на мировых аукционах и дарит их музеям Украины. Так он потрясен тем, что помимо того, что он приобрел за свои деньги, так еще должен заплатить за пересечение границы налог на добавленную стоимость. Поэтому в Украинском доме мы постоянно проводим круглые столы по теме «Формирование цивилизованного арт-рынка». Надеюсь, наша следующая большая акция — это организация Первого киевского антикварного салона, который пройдет в Украинском доме с 4 по 14 сентября. Планируем представить там не только добротные антикварные галереи Украины, но и православные иконы XVI—XVII столетий.

Например, на прошедшем Большом скульптурном салоне коллекционер Игорь Воронов представил из своей коллекции скульптуры Огюста Родена. Впервые в Украине была выставка этого великого скульптора. И в нашей книге отзывов были потрясающие записи. Люди преклонного возраста восхищались: «Мы никогда не думали, что на восьмом десятке увидим скульптуры Родена!». Ведь у них, к сожалению, нет возможности поехать в Нью-Йорк или посмотреть на скульптуры нашего земляка Архипенко. Я считаю, что это великодушный жест со стороны коллекционера. У нас, конечно, есть люди, которые покупают что-либо для самопиара. Купил картину — и уже полстраны об этом знает. А Воронов такой человек, который не хочет делать на этом промоушн. Думаю, это хороший пример для других коллекционеров.

— А кто первым, еще 15 лет назад, предложил назвать бывшый ленинский музей «Украинским домом»?

— Актриса театра имени Ивана Франко и экс-министр культуры Украины Лариса Хоролец говорит, что именно она придумала название «Украинский дом» — по аналогии с диаспорой. И в принципе мы довольны таким названием. Хотя бы потому, что во время оранжевой революции предлагали переименовать это здание в «Народный дом». Говорили, вот, мол, почему нет «немецкого дома» или «французского», а «украинский» должен быть? Но, слава Богу, Украинский дом остался.

— А где сейчас хранятся все экспонаты бывшего Музея Ленина?

— В фондах Украинского дома. В целости и сохранности. Вся коллекция сохранена. Хотелось бы, кстати, сделать интересную выставку. Ведь в запасниках — более 40 тысяч экспонатов! Например, костюм и блуза Ильича, которые были переданы из Московского фонда ленинских вещей. Кроме того, в фондах собрано около двух тысяч картин, более 700 экспонатов вышивки, ручного ткачества, декоративно-прикладного искусства, созданных народными мастерами.

— Вы знакомы с подробностями постройки этого здания?

— Была группа архитекторов во главе с Гопкало Вадимом Ивановичем. Новое здание для Музея Ленина начали возводить тридцать лет назад — в 1978-м. В 1973-м директором Киевского филиала Музея Ленина стала Светлана Кириллова. Вот она и вышла на Щербицкого с предложением о новом здании. Его построили быстро — года за три — и 21 апреля 1982-го открыли для посетителей. Было пышное торжество. Пригласили все политбюро во главе со Щербицким. Тогда многие горевали, что угробили парковую зону, ведь на этом месте было продолжение Владимирской горки — роскошный парк. Исчезли любимое многими киевлянам кафе «Владимирская горка», летний кинотеатр. И мы сейчас как бы чувствуем эту карму, хотим что-то исправить, возрождая нашими мероприятиями вот эти воспоминания.

Ну а решение о таком глобальном проекте согласовывалось на всесоюзном уровне, ведь в советское время это был стратегический объект идеологической важности.

— Нуждается ли это здание в реконструкции — для новых целей и новых арт-технологий?

— Самому зданию уже 26 лет. Естественно, устаревают коммуникации, система вентиляции, а все это требует огромных затрат. Площадь же Украинского дома — более 30 тыс. кв. метров. Это огромная махина, которую надо содержать.

В глобальной реконструкции нет необходимости. Но нужны постепенные преобразования. Например, требует ремонта и реконструкции концертный зал, осыпаются граниты. Еще геология влияет, так как под зданием протекает подземная речка, и потому создается лишь видимость монолитности и нерушимости сооружения...

У меня есть одна идея. Хочу, чтобы ее поддержали… В следующем году — 130 лет Малевичу. Хочется сделать парк-сквер и арт-кафе возле Украинского дома. И возвести небольшую скульптуру, которая отображала бы символ этого художника — «Квадрат» Малевича.