UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОД «БЕЛОЙ ЛУНОЙ» ИЛИ «НА УЮТНОЙ»

Настоящий галерейный бум начался в Одессе лет десять назад. Не все залы выжили, зато те, кто утвердился, приобрели свое лицо...

Автор: Мария Гудыма

Настоящий галерейный бум начался в Одессе лет десять назад. Не все залы выжили, зато те, кто утвердился, приобрели свое лицо. Последняя открывшаяся менее месяца назад галерея ночного клуба «Домино» является гибридом бильярдного зала и салона, представляющего изысканную живопись Сергея Лыкова наряду с ювелирными изделиями из серебра работы Владимира Хвастанцева. Слияние клубной и галерейной культур породило явление, которое предстоит наблюдать и изучать.

В нынешнем году открылась галерея «Амис» в одном из залов археологического музея, избравшая объектом своего интереса духовную живопись. Проведя несколько резонансных выставок, галерея выступила инициатором городского конкурса «2000 лет под звездой Вифлеема», об итогах которого можно будет говорить уже в последние дни декабря. Что немаловажно, к участию в конкурсе приглашены как профессионалы, так и аматоры. Говоря о молодых галереях, стоит упомянуть годовалую «Терра Инкогнита» (еще один своеобразный гибрид, но уже с магазином эзотерических товаров и книг), предоставляющую свой крохотный зальчик практически любым художникам, преимущественно начинающим. Не все открытые галеристкой Маргаритой Громовой явления стоили того, чтобы их открывать, однако из удач сезона стоит отметить, например, проект одесского абстракциониста Вячеслава Горбунова «Жизнь коротка, искусство вечно», преподнесенный достаточно парадоксально (зрителям предлагался список названий шести работ, и многие, как ни странно, правильно определяли, где висит «Плачущая женщина», где «Уют», а где - «Спаси и сохрани»). Одной из таких вдумчивых зрительниц оказалась кинорежиссер Кира Муратова, с интересом посетившая церемонию открытия проекта.

Есть у «Терра Инкогнита» старшая сестра, пятилетняя галерея «Белое и черное», мимикрировавшая с баром гостиницы «Центральная». Здесь Маргарита Громова представляла Злату Гончарову, Валерия Сырова, Эмзара Кикнавелидзе, Сергея Удовиченко, других известных авторов. К сожалению, эта галерея выглядит галереей только в дни открытия экспозиции - в остальные дни выставляются столики, бар вступает в свои права.

Всемирный клуб одесситов, расположенный на уютной улице Маразлиевской, органично содержит в своих стенах галерею «Улисс», недавно представлявшую таких разных авторов, как колоритная Алла Крикун и утонченный Святослав Горбенко. Встречи с интересными людьми, постоянно проходящие здесь в присутствии произведений искусства, представляют достойную среду для обычной галерейной деятельности. Те же слова можно отнести и к галерее «Мост», имеющей общий вход с городским управлением культуры и центром детского эстетического воспитания.

Но если говорить о галереях в самом классическом понимании, следует отметить авторитетнейшую «Белую Луну» на Канатной (директор Наталья Городецкая), «Морскую галерею» в специально оборудованных залах на морском вокзале и камерную «На Уютной» (директор обеих галерей - Татьяна Биновская). Участие во всеукраинских акциях, международных фестивалях обернется для художника успехом, если он действует сообща с Натальей или Татьяной, последняя, кстати, является инициатором ежегодной международной выставки «Марина».

А что до творческих проектов, которые названные галереи показывают в своих помещениях, то они прежде всего эстетически привлекательны и осуществляемы профессионалами. Проекты «Атлантида» (Гарольд Измайловский, Евгений Лелеченко, Виктория Рокайль - «Морская галерея»), «Золото в лазури» (Александр Лекомцев, там же), скульптура Бориса Румянцева («Белая Луна»), батики Ирины Шух («На Уютной») - все это праздник для истосковавшегося по красоте форм и линий глаза, фирменный знак, граничащий с творческим манифестом.

Совершенно иные задачи ставит перед собой галерея Центра современного искусства «Тирс» (директор Вадим Чекорский). Здесь зритель скорее получает возможность предаться гимнастике для ума и чувств, чем потешить око. Кроме обычных выставок (инсталляции, объекты, видеопроекции, фотография) следует отметить фестиваль слайд-фильмов «Человек-Волк» и проект социальной рекламы «Каким будет завтра?» (координатор - Елена Михайловская), отдельные элементы которого по инициативе городских властей уже используются в оформлении одесских улиц (плакаты «Политика и мораль совместимы», «Дорогу осилит идущий», «Еще пять лет без войн и бед», «Країно, розквітай!»). Сборный проект при поддержке Центра современного искусства - Одесса «ТV-лизация. Эпизод 2» (кураторы - Елена Михайловская и Андрей Тараненко) можно увидеть сейчас в Центре реабилитации детей-инвалидов на Пушкинской, но здесь можно говорить не о галерее, а только об удобной демонстрационной площадке, которой тесный «Тирс» не обладает.

Совсем рядом, практически в одном доме на улице Ланжероновской работают две отличные друг от друга галереи - «Либерти» и «Українська скарбниця», принадлежащая областному Дому народного творчества. Объединяет работников той и другой разве что прекрасный вкус, с которым, например, «Українська скарбниця» представила черкасщан Александру и Николая Телиженко (вышивка и вытынанки), юных одесских керамисток Олю и Женю Колот, Катю Коновалову (проект «Приглашение к чаепитию»), а «Либерти» - «пушкинские» экспонаты из коллекции краеведа Олега Губаря («Летом песочница, зимой чернильница»).

С художниками-детьми любят работать все одесские галеристы, чадолюбие в хорошем смысле здесь у всех в крови. Но особенно охотно сотрудничает с талантливыми малышами искусствовед Ирина Тимохова, возглавляющая галерею «Дом Фраполли» на Греческой, достаточно упомянуть хотя бы «персоналку» десятилетнего Алеши Струка - пресса окрестили мальчика «Золотым дитятей Одессы».

Можно много говорить и о галерее «Вернисаж» в здании филармонии, и о зале Союза художников на Торговой, и о салоне на Ришельевской, и о галерее «Ирис» на Пантелеймоновской, которой заправляет самая молодая галеристка в городе, Юлия Жаркова... Но кажется, сколько галерей ни открывай, во всех найдется что показать. С большим или меньшим объемом продаж, а то и без оного, эти маленькие очаги культуры мобильнее и демократичнее музеев, неповторимы, как личности, их основавшие. Без этого разнообразия Одессу представить сегодня уже просто невозможно.