"Золотая пальмовая ветвь" для фильма шведа Рубена Остлунда "Квадрат" стала лучшим решением жюри 70-го Каннского международного кинофестиваля.
Лента оказалась одной из лучших в целом не особо впечатляющем конкурсе. Остлунд рассказывает об успешном арт-кураторе. Рассказывает не без сарказма, однако его герой становится олицетворением политкорректности, которая царит в нынешней Швеции. Выпавшие ему испытания должны стать для нее настоящим экзаменом.
Однако Остлунд не снимает социальное кино. Ироническое, интеллектуальное, артовое - да. Но не социальное.
Это живое и остроумное кино, в котором режиссер в комических сценах и абсурдных историях абсолютно точно и честно рассказывает о Европе, именно такой, какой она является сейчас. Неоднозначной, запутавшейся в куче проблем, но очень далекой от краха. В том числе и гуманизма.
О крахе, но в России, рассказывают сразу два фильма основного конкурса - "Нелюбовь" Андрея Звягинцева и "Кроткая" Сергея Лозницы. И обе ленты - о нелюбви.
"Нелюбви" Звягинцева достался только приз жюри, хотя картина, показанная в первый конкурсный день, на протяжении всего фестиваля возглавляла неофициальные рейтинги.
"Кроткая" Лозницы осталась вообще без наград.
Звягинцев снимает картину полного распада, создает удушливую атмосферу ненависти и равнодушия во вполне благополучном антураже. Его герои - не маргиналы, они - средний класс. Супруги, которые разводится, целиком заняты взаимными обвинениями и новыми отношениями. Они даже не сразу заметили, что их сын пропал.
Поиски ребенка - основная сюжетная линия картины, стержень, на который режиссер нанизывает и события, и эмоции. Звягинцев не пытается усидеть на двух стульях. Его позиция проговорена абсолютно четко: в одной отдельно взятой стране наступил конец света.
Но если Звягинцев снимает лаконичное и реалистичное кино, то "Кроткая" Лозницы доводит изображение практически до абсурда. Главную героиню окружают не лица, а "свиные рыла". Она оказывается в городке, где, по словам одного из героев, тюрьма является единственным градообразующим фактором.
"Одиссеей в недрах российского отчаяния" метко назвал картину британский критик.
И у Звягинцева, и у Лозницы почти все герои - монстры. Только в первом случае они скрываются под кожей обычных администраторов и менеджеров. У Лозницы их натура не прикрыта ничем.
Василина Маковцева играет героиню Достоевского, заблудившуюся во вневременной советской и российской реальностях.
Почему же один из самых сильных, мощных и наиболее обсуждаемых фильмов конкурса так и остался без наград?
Трудно сказать. Возможно, не все знаки, расставленные режиссером, были прочитаны.
Тем более что практически все решения жюри, кроме главного приза, вызывают много вопросов.
Например, без наград остался и фильм Франсуа Озона "Двойной любовник". В кулуарах поговаривали, что картина отобрана в конкурс специально "под Альмодовара". В самом деле, многое в произведении плодотворного и интересного француза перекликается с выдающимся испанцем. Нервная Марина Вакт даже внешне напоминает героиню Виктории Абриль в "Высоких каблуках".
Возможно, он слишком приблизился к альмодоваровским картинам, избегая, впрочем, иронии и пылкости последнего. Как бы там ни было, а холодный и безупречно снятый триллер тоже остался без наград.
Но какими бы противоречивыми не были вердикты жюри, следует дождаться проката и просто пойти в кино.
Оно того стоит.