UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почем «важнейшее»?

фильмы вскоре доставят в кинотеатры… из космоса Еще до недавнего времени отсутствие системного мониторинга украинского кинорынка мало кого волновало...

Автор: Дмитрий Иванов

фильмы вскоре доставят в кинотеатры… из космоса

Еще до недавнего времени отсутствие системного мониторинга украинского кинорынка мало кого волновало. В последнее время все меняется. Учет, контроль и серьезная «бухгалтерия», за которой скрываются подводные камни возможных удач и реальных тенденций отечественного кинобизнеса. Так, на днях компания «Синема-аналитикс» представила обнадеживающие результаты независимого мониторинга посещаемости отечественных кинотеатров и стоимости билетов. А лидер в области кинотеатростроения Украины — компания «Кіносвіт» — и вовсе охладила скептиков: оказывается, наш кинорынок после некоторого застоя вновь начинает динамично развиваться, даже обострилась конкуренция и появились крупные многозальные кинотеатры. В общем, пока что надежда не умирает — не дождетесь.

Итак, вначале «суховей» бесстрастных цифр, согласно данным той же компании «Киносвит». Только в прошлом году в стране было реализовано около 13,5 млн. билетов при средней стоимости в 3,37 долл. Общие сборы только в 2006-м составили 45,5 млн. долл. (35,7 в 2005-м). Наиболее кассовым фильмом на «теренах» Украины среди иноземных пришельцев-блокбастеров признаны «Пираты Карибского моря-2» — они заработали 3,14 млн. долл. В продолжение «бухгалтерское темы»: по состоянию на апрель-2007-го в Украине насчитывается 145 кинотеатров и 245 кинозалов (в прошлом году — 125 и 194, в 2008 предполагается 156 и 295 соответственно). Лидерами по количеству кинотеатров/залов по-прежнему остаются Киев и Киевская область — 33/72, Днепропетровская область — 15/32, Крым — 14/16, Донецкая обл. — 13/24. Западные регионы пока что, судя по всему, не страдают киноманией… Если учесть, что сегодня относительно средний бюджет украинского фильма составляет немногим более 1 млн. долл. (и только в 2007-м может случиться до десятка отечественных кинопремьер), то на поверхности дела не так уж плохи… Это если не опускаться «на дно» художественных поисков. Потому что, если вспомнишь хотя бы несколько последних премьер, представленных в рамках недавнего «Кинофорума Украина-2007» (проходившего в Киеве), то останется немало поводов для «заметок на полях».

Это и совместная российско-украинская биографическая лента «Королев» (режиссер и продюсер Юрий Кара, в главных ролях — Сергей Астахов, Наталья Фатеева, Сергей Юрский), и «Инди» — очередная история о том, что богатые — тоже люди (киевский режиссер Александр Кириенко, в главных ролях — Алена Бабенко, Александр Домогаров и Александр Балуев), «Двое и война» — забытая в укркино военная тема (лента Одесской киностудии, режиссеры Виталий Воробьев и Евгений Звездаков). Еще один украинский фильм — «Запорожец за Дунаем» — снят на киностудии имени Довженко ее ветераном Николаем Засеевым-Руденко (совместно с Оксаной Ковалевой). Здесь возвращение к советской (не всегда удачной) методике экранизации классических опер. В целом — сплошная мелодрама, другого пока делать не научились. Если первые картины из этого перечня еще как-то могут рассчитывать на «своего зрителя», то в случае с «Запорожцем», может быть, откликнется старшее поколение, которое помнит «Запорожца» с легендарным Паторжинским и захочет сравнить, как роль Карася вышла у Бенюка.

Как известно, многие отечественные картины рождаются или умирают благодаря волшебному слову «госзаказ» (или «господдержка» — но это уже лексические частности). Анна Чмиль, один из главных персонажей того же «Кинофорума», за прежние годы работы в Минкульте, а теперь вновь возглавившая Госкино, стала реальным лоббистом интересов национального кинобизнеса в правительстве. Не забывая при этом эффективно лоббировать интересы украинского кино и в среде коммерсантов. «Ее действия реально опираются на ситуацию на кинорынке» — считает генпродюсер «Кинофорума» Андрей Ризоль.

Последние два-три года Анна Павловна внедряла продюсерскую систему в кинематографе вместо остававшегося с советских времен бюджетного госзаказа. И одной из первых ласточек этого процесса стал очевидный успех режиссера Киры Муратовой и продюсера Олега Кохана. Их фильм «Два в одном» фактически 50 на 50 был создан на государственные и частные деньги (лента уже получила престижную «Нику», ее пригласили на несколько международных кинофестивалей и покажут в Каннах). «Украинская киноиндустрия начинает приобретать характеристики стандартного мирового кинопроцесса. Это является одной из наиболее позитивных тенденций в развитии украинского кино», — уверена г-жа Чмиль. Напомню, что не без ее участия была разрешена и «проблема» украинского дубляжа, возникшая после слишком резкого решения предыдущего Кабинета министров год назад: в январе этого года без всяких постановлений дистрибьюторы и Госкино подписали меморандум, согласно которому озвучивать или субтитровать на украинском языке до конца 2007 года будут до 50% фильмокопий иностранного производства. Этого решения явно ждали — в Киеве уже появилась первая полноценная студия дублирования, на подходе открытие второй на Национальной киностудии им. Довженко.

Госслужба недавно презентовала проект расширения проката украинского кино под названием «Украинский киножурнал». По согласованию с ведущими операторами кинотеатров для показа перед обычным киносеансом будут отобраны лучшие короткометражные работы — победители кинофестиваля национального фильма «Открытая Ночь».

Среди ратных «киноподвигов» важен еще один — наконец дан старт созданию Украинской кинокомиссии, которая объединит усилия различных коммерческих, общественных и правительственных структур для продвижения нашей страны на мировом кинорынке как единого субъекта. Первая положительная попытка реализована на Берлинском кинофестивале, где страна была представлена одной делегацией. Объединенная презентация Украины и ее кинопроектов состоялась в рамках Каннского МКФ и кинорынка. А найти консенсус в украинском кинокомьюнити обещает идея Ассоциации продюсеров создать «Оскаровский комитет» из числа авторитетных специалистов.

Но вернемся к «технике молодежи»… Революционные цифровые технологии для отечественного кинобизнеса, как говорил Голохвастов, это «очень и очень». В смысле «очень важны и нужны». Первые шаги делает в Украине и цифровая проекция — компания «Опта» смонтировала на территории Кинофорума кинотеатр, где показала около десятка новых фильмов в этом формате. Наиболее яркой стала презентация 3D-проекции — трехмерного кинопоказа. Представившая ее крупнейшая российская компания в области кинотехнологий «Невафильм» стала не просто участницей выставки — ее руководитель Олег Березин сообщил, что отныне его компания будет полноправным субъектом в украинском кинобизнесе: уже с 21 апреля работает официальное представительство компании в Киеве. Большинство украинских фильмов получили Dolby-звук именно благодаря сотрудничеству с питерскими инженерами.

А представленная компанией «Нева-фильм» новая технология цифрового проката, предусматривающая доставку фильма в кинотеатр в виде компьютерного файла прямо через спутник, может в корне изменить направление развития прокатного бизнеса в Украине. Даже при высокой начальной стоимости этой технологии она может обернуться существенной выгодой. По словам Березина, в России за последний год около 32 млн. долл. потрачено на печать кинокопий, что составляет 8% кассового сбора. Поскольку украинский рынок еще далек от насыщения, то ориентация при создании новых кинотеатров на технологию Digital Cinema может позволить сразу же сделать шаг вперед в развитии прокатных технологий.

А то, что украинский прокат не собирается довольствоваться нынешними показателями давно очевидно. Не зря в столице обострилась борьба за кинонедвижимость. И не случайно в Одессе на днях открыт семизальный «Cinema-City». Вероятно, уйдут в прошлое небольшие кинотеатры в крупных городах, поскольку явной тенденцией стало размещение кинотеатров в торгово-развлекательных центрах. Ожидается, что к концу года там будут работать 97 кинозалов, а их доля в ТРК составит почти 35 процентов. И пусть сегодня многие украинские картины не являются «образцом индустрии», будем считать, что это «образцы выживания» в определенных исторических условиях.

Кстати…

Кинопремия «25 кадр» (в рамках «Кинофорума») определила лучшие отечественные кинодостижения, скажем так, в «сопутствующих» номинациях: лучшие телеролик, афиша, слоган, интернет-сайт фильма, а также наиболее яркая промоакция и лучший саундтрек фильма. Победителей определяло жюри из 11 специалистов в области рекламы и кино. Первые три премии получил молодежный триллер «Штольня» режиссера Любомира Кобыльчука и продюсерской компании «Артхаус Трафик». Сайтом-призером стала страничка фильма «Аврора» Оксаны Байрак, созданная… 14-летним Алексеем Бондаревским. Победу праздновала также PR-компания «Вавилон» — создатели промоакции «Народный актер» ленты «Прорвемся!» режиссера Ивана Кравчишина — в ней приняло участие более 10 тысяч. человек. Также приз получила песня к картине Александра Шапиро «Хеппипипл», написанная Анной Гелимбатовской.

Обладателей наград Национальной премии кинобизнеса Украины впервые определяли анкетированием широкого круга экспертов. Среди лауреатов первой стоит отметить выдающуюся актрису Аду Роговцеву, получившую звание «Человек-легенда украинского кино». Киноактером года назвали Алексея Вертинского за яркие роли в четырех фильмах. За инновации в киноиндустрии отметили небольшую компанию «Кинопрокат-Украина» из г. Сумы, восстанавливающую кинопоказ в маленьких городах страны.