UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почем оперный опиум для народа

В последнее время ведущие газеты США проявляют завидный интерес к гонорарам оперных звезд. Тот, кому суждено стать оперной звездой мирового масштаба, становится ею, как правило, пересекая 35-летний рубеж...

Автор: Александр Москалец

В последнее время ведущие газеты США проявляют завидный интерес к гонорарам оперных звезд. Тот, кому суждено стать оперной звездой мирового масштаба, становится ею, как правило, пересекая 35-летний рубеж. Путь к высотам оперного олимпа пролегает через «уши импресарио». Кто же сегодня вытеснил на оперном пьедестале прежде раскрученных СМИ певцов?

Пальму первенства в среде теноров сейчас, пожалуй, разделяют два сорокадвухлетних вокалиста — родившийся во Франции сицилиец по крови Роберто Аланья и аргентинец Хосе Кура. Первому из них судьба послала множество однофамильцев, подвизающихся на той же стезе, и жену, которая тоже является оперной звездой. Это певица румынского происхождения Анжела Георгиу. Но брак с Аланья — не единственный повод упомянуть здесь Анжелу. Ибо она сама едва ли не венчает мировую иерархию сопрано, и, как говорится, еще неизвестно, кто кого перепоет в этой семейке. Ближайший триумф Георгиу запланирован на февраль: именно тогда у нее начнется серия «Травиат» в «Метрополитен-опера». Что же касается прославленной троицы теноров, то сейчас активным исполнителем из их числа остается один лишь Пласидо Доминго. В истекающем году и далее, до конца сезона, ему суждено выходить на сцены «Метрополитен-опера», «Ковент-Гарден», королевских опер Мадрида и Копенгагена, на крупнейшие сцены США — в Вашингтоне и Лос-Анджелесе и т.д.

Если оценивать шкалу гонораров мировых оперных звезд лет десять назад, то в течение многих сезонов подряд абсолютным лидером оказался бы Лучано Паваротти. В 1999 году он стал героем прогремевшего на весь мир налогового скандала. Часть налогов, недоплаченных певцом итальянской казне в течение трех лет, выражалась в сумме 5,1 млн. евро. В том же роковом году аналогичный иск был предъявлен Монтсеррат Кабалье. На этот раз сумма иска составляла 60 млн. американских долларов (недоплата налога с гонораров за выступления певицы в Германии в течение нескольких предыдущих сезонов). Из приведенных сумм, которые являются лишь небольшой частью положенных налоговых отчислений, становится ясно, каков масштаб доходов этих певцов. Очевидно, что их реальные доходы в продолжение упомянутых периодов были на один-два порядка выше.

Одним из главных источников оплаты труда артиста является сбор со спектакля. Анонсируемые более чем за год спектакли «распродаются» в течение длительного времени по многим каналам сразу, включая Интернет — не самый маловажный и еще не вполне прижившийся у нас способ продажи. «Оперный туризм» возможен только в тех странах, в которых достаточно высок уровень жизни и привит вкус к «потреблению» такого рода зрелищ. Ярким примером страны, в которой многие любят путешествовать в погоне за приглянувшимся концертом или спектаклем, служат США. Там установлены условные категории артистов, определяющие уровень их гонораров. Например, артист, имевший дебют в главной партии в одном из театров США, условно получает одну «звездочку», спевший на сцене «Метрополитен-опера» — две и т.д.

Цены на билеты являются здоровым источником формирования гонорарного фонда. Они устанавливаются в зависимости от категории спектакля и характера занятых в нем солистов. Цены билетов на оперные спектакли в текущем сезоне составляют: в «Метрополитен-опера» — от 26 до 220 долларов, в «Ковент-Гарден» — от 4 до 180 евро, в «Ла Скала» — от 10 до 170 евро, в «Опере Бастилии» — от 5 до 150 евро.

В практике заключения контрактов с артистами существует один любопытный нюанс. Оговаривая цифру гонорара, певец может добавить, что названная сумма должна быть ему выплачена «чистыми», после вычитания налога. Очевидно, что работодателю такой контракт обойдется дороже. Но само по себе выдвижение подобного условия выглядит элегантно и не вынуждает певца оперировать более внушительными цифрами вслух. Психологически это производит определенный эффект, и с певцом чаще всего соглашаются. Но если не оговорить все заранее, можно расстаться с немалой суммой в счет уплаты налога (его процент будет зависеть от законодательства соответствующей страны). А если учесть, что гонорары для молодых «восточных пришельцев» в западных театрах не особенно велики, то упомянутое обстоятельство можно расценивать как весьма ценный практический совет. Ибо если в некоторых случаях в театрах ближнего зарубежья нашему соотечественнику платят 500 или 1000 долларов за спектакль, то для дирекции зарубежного театра не так уж обременительно скорректировать эту цифру на 10—15 процентов, дабы избавить певца от вычетов. А для «нашего человека» такая разница в суммах ощутима.

Звездами первой величины в оперном мире, как правило, становятся исключительно сопрано и тенора. Обладатели других голосов стоят немного ниже в табели о рангах и, следовательно, при каком угодно высоком уровне мастерства получают меньшие гонорары.
Не случайно в антракте киевского концерта первого баритона мира Ренато Брузона в фойе Национальной оперы звучали вопросы: «А что, это и правда известный певец?» Такой же разрыв в степени популярности отличает и греческое меццо-сопрано Агнес Бальтса, долгие годы сохраняющую пальму первенства на сценах мира в своей голосовой группе.

Иерархия мировых оперных звезд будет тайной для отечественных меломанов до тех пор, пока к нам на гастроли не начнут приезжать творчески активные, востребованные на Западе певцы, определяющие сегодняшний облик оперного театра.