UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОПРЕДЕЛИЛ «ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ»

Момент соревнования в творчестве — вещь в общем-то спорная. Но так уж устроен человек, все-то ему нужно «разложить по полочкам», квалифицировать, определить, что лучше, что хуже...

Автор: Алла Подлужная
Обладательница Гран-при «Січеславна-2001» Лидия Кушковая в роли Кайдашихи

Момент соревнования в творчестве — вещь в общем-то спорная. Но так уж устроен человек, все-то ему нужно «разложить по полочкам», квалифицировать, определить, что лучше, что хуже. И давно уже никто не сопротивляется тому, что человек вторгается в Божий промысел – вдохновение творца. Остается уповать, чтобы оценки давали профессионалы, понимающие, сколь нежна, эфемерна, воздушна, нереальна и особенна эта невидимая ткань искусства.

Девятый год существует в Приднепровье высшая театральная премия «Січеславна», созданная Днепропетровским отделением Национального Союза театральных деятелей Украины и управлениями культуры Днепропетровской и Запорожской облгосадминистраций. По древним преданиям образ Сичеславны — добрый дух, вечная женская душа славного казацкого братства, что жило когда-то на Запорожской Сечи. И такой поэтический символ выбрали на этой земле для награждения лучших в области театрального искусства. Механизм определения победителей —традиционный: просмотр спектаклей профессиональным жюри, выдвижение претендентов по номинациям «лучший» — спектакль, режиссер, актер, актриса, сценограф и т.д. – и выбор достойнейшего.

В сезоне 2000/2001 г. в этот механизм были внесены некоторые новшества. Состоялся своеобразный фестиваль-конкурс претендентов на высшую театральную награду. В программу фестиваля вошли лучшие премьеры сезона, просмотреть которые должно было независимое киевское жюри. «Взгляд со стороны» осуществляли Лариса Кадырова — председатель, Валентина Заболотная, Александр Дзекун, Александр Поспелов, Ярослав Верещак. За 8 дней посмотрели 25 спектаклей театров региона из Запорожья, Днепропетровска, Днепродзержинска, Кривого Рога, Павлограда. Это были различные спектакли, для взрослой аудитории, детские, драматические, пластические, студийные, экспериментальные. Они отличались способом существования актеров, подходом к поставленным проблемам, режиссерским уровнем сценических решений. Но общая театральная картина дала возможность почувствовать, что здесь идет нормальный творческий процесс, налицо проблемы, печали и радости, присущие всему украинскому театральному движению.

Анализ итогов нынешнего театрального сезона в Приднепровье дал возможность говорить о серьезных позициях молодых театральных коллективов, театров-студий. Вместе с тем сложилось впечатление, что так называемые большие театры, стационарные остановились в своих творческих поисках или же топчутся на месте. К сожалению, некоторым спектаклям этих театров присуща приблизительность общего сценического решения, безвкусие, неинтересная традиционность, наличие штампов. Не ощущается оригинальности мысли, поиска в спектаклях «Сильвия» А.Герни Днепродзержинского театра им. Леси Украинки, «Ревизор» Н.Гоголя Запорожского театра антрепризы, «Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса Днепропетровского театра им. М.Горького, «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу Днепропетровского театра им. Т.Шевченко. А вот театры для детей порадовали интересным воплощением своих поисков. В их спектаклях — чуткое внимание к запросам современного юного поколения, явно не реагирующего на давно известное изложение истории о Незнайке или Мойдодыре. Нашли нетрадиционность хода в спектаклях «Приключения в стране МDD» К.Чуковского в Запорожском театре молодежи, «Приключения Незнайки» Н.Носова в Запорожском театре кукол, «Кот в сапогах» С.Прокофьева, Г.Сапгир в Днепропетровском молодежном театре. Об актерском ансамбле, ярком, убедительном, можно говорить в связи со спектаклями «Кадриль» В.Гуркина в Днепродзержинском театре им. Леси Украинки, «Добрые намерения» А.Чехова в Запорожском театре молодежи, «Аккомпаниатор» А.Галина в Днепропетровском театре им. М.Горького. Актеры в этих спектаклях сумели найти в собственных душах ту щемящую искренность, которая зазвучала в унисон с чувствами людей по ту сторону рампы, именно это соотношение себя с событиями мира и родило эмоциональный отклик зрительного зала.

Поставив во главу угла своего творчества утверждение «Театр–поиск истины», серьезно работает Запорожский театр-лаборатория «VIE», показавший на фестивале скрупулезные режиссерские поиски и актерские разработки образов в спектаклях «Метаморфозы» С.Беккета и «Орест» Я.Рицоса (реж. В.Попов). Высокий уровень подхода к искусству, ассоциативное, глубокое проникновение в духовный мир творца — все это в спектакле Павлоградского театра им.Б.Захавы «Пиросмани» В.Коростылева. То же проникновение, но на уровне пластических обобщений, философского взгляда на тему выбора, высокая актерская техника и цельность режиссерской идеи в спектакле «Лісова пісня» Леси Украинки (реж. А.Бельский) криворожского театра «Академия движения».

Лучшим спектаклем этого театрального сезона в Приднепровье был признан спектакль «Руфін і Прісцілла» Леси Украинки Днепропетровского молодежного театра-студии «Верим» (реж.В.Петренко). Молодые актеры театра проживают события трагедии Леси Украинки на уровне личностных переживаний, зрителя убеждают их живые интонации, выверенные эмоции, внутреннее психологическое перевоплощение.

Гран-при «Надія Січеславни» был присужден III драматическому курсу Днепропетровского театрально-художественного колледжа, показавшему спектакль учебного театра «Дебют» — «Одержимые» А.Камю по роману Ф.Достоевского (реж.Н.Пинская). Студенты продемонстрировали владение азами актерской профессии, смелость творческого осмысления в столь юном возрасте сложнейших проблем бытия, поднятых величайшими писателями.

И наконец, о главном призе. Гран-при «Січеславна» получила актриса и режиссер Днепропетровского театра им. Т.Шевченко, нар. арт. Украины Лидия Кушковая за многолетнее и плодотворное служение театру, а также за авторскую версию спектакля «Кайдашева сім’я» И.Нечуя-Левицкого. В своем моноспектакле актриса предложила совершенно неожиданный ход: в образе Кайдашихи Л.Кушковая обращается к современным зрителям и «прочитывает» повесть глазами своей героини. Используя весь арсенал актерских приемов, на высочайшем исполнительском уровне, заразительно, изобретательно, умно, с юмором, Кушковая, кроме всего, «втягивает» в свой монолог зрителей, задавая им вопросы, касающиеся событий повести, и поощряет наиболее смелых и знающих веселыми сувенирами — того яблочком угостит, того пирожком, а кому-то и шоколадка достанется. Споря и не соглашаясь с Нечуем-Левицким, Кайдашиха хочет оправдать, защитить себя, и ей это удается, в конце зритель задумывается, во всем ли относительно Кайдашихи был прав писатель. Доводы актрисы зачастую оказываются убедительнее.

Вот таким был фестиваль-конкурс «Січеславна-2001», с различными спектаклями – провальными, удачными, слабыми, триумфальными. К ним можно относиться по-разному, всякое мнение – лишь субъективный взгляд. Но перефразируя мысль одного из персонажей, сказавшего: «Я его ударил, а он, несмотря на это, помог мне», хочется воскликнуть от имени настоящих театралов: да, иногда театр показывает нам плохие спектакли, но мы все равно любим его. Театры Приднепровья убеждают, что при всех сложностях процесса у них есть главное — желание совершенства, движения вперед. Может быть, это движение и не слишком быстрое, и не по прямой дороге, а по ухабистой и с объездами, но это — движение...