UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО ТРОПИНКАМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СКАЗКИ

Победа Русланы на «Евровидении» стала для Украины настоящей неожиданностью. Мы уже настолько при...

Автор: Николай Княжицкий

Победа Русланы на «Евровидении» стала для Украины настоящей неожиданностью. Мы уже настолько привыкли к собственной второсортности в культуре и к популярности у нас лишь нескольких украинских исполнителей, что готовы были допустить: наша конкурсантка сможет войти в десятку или даже в пятерку победителей. Миллионы украинцев начали верить в победу Русланы лишь в конце волнующего голосования европейских стран. То, что было потом, уже на следующий день, стало настоящим культурным шоком как для украинского общества, так и для украинской элиты. Но осознание победы может и должно стать хорошим примером для тех украинцев, которые занимаются творчеством, и для тех, кто действительно желает, чтобы нас воспринимали европейцы.

За Руслану голосовали — впервые за всю историю «Евровидения» — не избранные жюри профессионалов, а рядовые граждане своими телефонными звонками. Раньше лишь немногие страны обеспечивали своих граждан возможностью непосредственного голосования. Следовательно, образ Украины, созданный Русланой, стал действительно ожидаемым среди европейцев. Правда, в нынешнем году — тоже впервые — голосовали не только страны старой Европы, или участники финала, но и все страны, принимавшие участие в конкурсе. Безусловно, нам помогли наши бывшие соседи по Советскому Союзу, включительно с Россией, Беларусью и странами Балтии. Высокие показатели балканских стран также были обеспечены благодаря голосованию их соседей, бывших югославских республик. Что вовсе не преуменьшает талант, труд и правильный продюсерский подход самой Русланы и ее мужа, композитора Александра Ксенофонтова. Их путь к успеху действительно может стать образцом воплощения новой украинской мечты.

Саша и Руслана всегда были несколько в стороне от украинских музыкальных тенденций, старались оставаться перфекционистами и максималистами в подходах к собственному творчеству. В поисках компромисса между качеством музыки и популярностью они все время подсознательно склонялись все же к первому. Начало восхождению Русланы на музыкальные вершины положил «Славянский базар», на котором молодая львовская певица триумфально победила в 1996 году. Могло возникнуть впечатление, что Руслана не воспользовалась той победой до конца. Она могла начать петь по-русски, адаптируя собственное творчество ко вкусам большинства. Но певица избрала для себя совершенно иной образ: сказочной принцессы из средневековья. Все акции, в которых тогда участвовала Руслана, включительно с туром по замкам Западной Украины, где она давала концерты, или с «Рождественскими сказками», которые основывались не только на фольклорных темах, но и на европейской мифологии, уже тогда подсознательно демонстрировали желание Русланы стать частью европейской жизни. Этот максималистски-европейский подход проявлялся и в стремлении вкладывать значительные средства в съемку неоправданно дорогих для Украины видеоклипов, и в инвестициях в качественную звуковую аранжировку. Средства эти нельзя было заработать в Украине гастрольной деятельностью и продажей CD и аудиокассет. Украина и теперь продолжает оставаться страной сплошного пиратства и коммерческого продвижения низкокачественной музыки через телевидение и радио. Они же за последнее десятилетие воспитали и соответствующие вкусы у большинства нашего населения. Руслана и Саша стали бизнесменами: начали зарабатывать деньги на производстве рекламы, продаже рекламного времени на телевидении и радио. И именно эти заработанные средства инвестировали в собственное творчество. Такой шоу-бизнес «по-украински» оказался оправданным в достижении поставленной цели. Поэтому феномен Русланы никак не может свидетельствовать о том, что Украина вдруг стала европейской страной по всем нашим ценностным ориентирам. Скорее наоборот, победа Русланы — пример успешного протеста творческой личности, использовавшей все возможности в ментально полуевропейской стране для собственной интеграции в Европу. Кстати, второе место сербов, за которое так активно голосовали украинцы, тоже не свидетельствует о том, что Сербия уже стала частью старой Европы и достигла в общественной и политической жизни ценностных ориентиров, общепризнанных для Великобритании, Франции или Германии. Балканские представители искусства, кстати, уже давно прошли путь, который сегодня открыла для нас Руслана. Серб Милорад Павич или босниец Эмир Куштурица уже давно стали одними из лидеров европейской культурной цивилизации. Колумбийка Шакира, снискавшая расположение стран Европы и Северной Америки, к сожалению, не превратила Колумбию из мафиозно-кланового коррумпированного государства в ячейку европейских цивилизационных культурных ценностей. Поэтому главный вопрос сегодня для нас состоит в том, сможем ли мы воспользоваться благосклонностью европейцев, завоеванной для Украины Русланой?

Восторги Русланой в Украине продолжаются, ее диски за один день исчезли с полок музыкальных магазинов. Кстати, попытка выпуска первого в Украине платинового диска стала предварительным шагом Русланы и Саши к европейскому рынку, их мечтой было участие в церемонии награждения владельцев платиновых дисков в европейских странах. Ксенофонтов понимал, что в существующих условиях продать 100 тыс. легальных дисков в Украине практически невозможно. Вся украинская музыкальная индустрия построена на пиратском диктате производителей и распространителей дисков. А для европейцев важной была продажа именно легальных носителей. Поэтому Руслана и Ксенофонтов использовали абсолютно нелогичные с точки зрения бизнеса методы, чтобы обеспечить эти продажи, им это удалось, но это не стало бизнесом, а лишь демонстрацией европейцам самой возможности в Украине такого достижения. Тогда некоторые талантливые украинские музыканты даже выступили с протестами, утверждая, что они давно продали в Украине такое количество компактов. Де-факто, возможно, они были правы. Но де-юре — правда на стороне Ксенофонтова. Ему нужна была именно эта юридическая правда для личной европейской интеграции, которая, к сожалению, «понятийной» правды не признает.

Ради справедливости, следует отметить, что Руслана за годы своего творчества не стала самой популярной украинской певицей. Лирические украинцы продолжают любить Пономарева и Повалий. Популярность в России и в Украине «ВВ» и «Океана Эльзы» не спадает, и именно их песни продолжают заказывать на отечественных радиостанциях. Другой украинский содержательный рок, который играют «Скрябин» и «Плач Еремии», имеет своих стойких поклонников, среди которых, кстати, и пишущий эти строки. Но настоящая правда состоит в том, что реальным лидером и российской, и украинской эстрады остается Верка Сердючка. Линия раздела между разными ценностными ориентирами украинцев сегодня проходит не только между политическими партиями или географическими регионами, но и между Русланой и Сердючкой. Мы не имеем права говорить о превосходстве того или иного образца. Просто украинцы — разные. Европейцы желают их видеть такими, как Руслана, но нам до сих пор ментально более близкой остается Сердючка.

Нельзя забывать, что конкурс «Евровидение» — это всего лишь конкурс европейской эстрадной песни. Наша культурная интеграция в Европу станет возможной тогда, когда там услышат не только эстраду, но и музыку других жанров, литературу, кино. Серьезные писатели, музыканты или режиссеры не имеют возможности активно заниматься бизнесом и продюсировать себя так, как это сделали герои данной публикации. Их интеграция в Европу возможна только вместе со страной и народом, для которых они работают и для которых делают не меньше, чем Руслана. О них у нас, как правило, вспоминают лишь после смерти, как это было, например, с Игорем Билозиром. То, что Руслана смогла преодолеть внешние обстоятельства, демонстрирует ее внутреннюю силу, но не силу общества, в котором она живет. И лучше всего об этом свидетельствует поспешное присвоение Руслане звания «Народной артистки Украины» и такое же присвоение этого звания другим, которые не являются ни народными, ни, даже, артистами.

Сегодня в связи с этой победой почти не вспоминают в Украине о людях, без которых она была бы невозможной. Речь идет о Саше Пономареве и Елене Мозговой. Именно они впервые, тоже вопреки всем обстоятельствам, пробили для нас путь на «Евровидение». Пономарев тогда пел не хуже Русланы, и его непризовое место в старой системе голосования, когда победителей во многих странах определяло жюри и когда голосовавших стран было значительно меньше, стало залогом сегодняшнего успеха. Именно Елена Мозговая, работающая музыкальным редактором УТ-1, не только координировала участие Украины в «Евровидении», но и пригласила Руслану на этот конкурс и руководила всей подготовкой к его проведению. Пономарев и Мозговая тоже пытаются зарабатывать, чтобы инвестировать в себя и помогать другим. Их мало, украинских исполнителей, которые продолжают работать вопреки вкусам, воспитываемым радио «Шансон». И только тогда, когда вкусы в нашей стране будут такими же, как в большинстве европейских стран, мы сможем говорить, что культурная интеграция, начатая Пономаревым и Русланой, продолжится.