UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПО ЧЬЕЙ ОДЕЖКЕ ПРОТЯНЕТ НОЖКИ НАЦИОНАЛЬНАЯ РАДИОКОМПАНИЯ УКРАИНЫ?

Минул первый год работы Национальной радиокомпании Украины. 3 января 1995 г. Президент Л.Кучма подписал указ «Об усовершенствовании системы управления государственным телевидением и радиовещанием Украины»...

Автор: Виктория Муратова

Минул первый год работы Национальной радиокомпании Украины. 3 января 1995 г. Президент Л.Кучма подписал указ «Об усовершенствовании системы управления государственным телевидением и радиовещанием Украины». Результатом стало возникновение новой структуры, напоминающей пирамиду. В ее основании - областные телерадиокомпании, в центре - Национальная телекомпания и Национальная радиокомпания, на вершине - Гостелерадио, над которым - Национальный совет по телевидению и радиовещанию.

В течение года Национальной радиокомпанией руководит президент В.П.Резников. Наверное, многие читатели «ЗН» обратили внимание на большое количество новых «бизнесовых» программ в радиоэфире. Одни сообщают нам об успехах предприятий различного ранга - «СП», «МП», «ООО», другие приподнимают покровы коммерческих тайн, третьи пытаются обучить всех слушателей секретам достижения богатства. Видимо, это новое, приоритетное направление в работе радиокомпании? С этого вопроса началась наша беседа с президентом Национальной радиокомпании Украины Владимиром Петровичем Резниковым.

- Это направление может показаться очень легким для журналистской интерпретации, но на самом деле является весьма сложным. Примеров новых проявлений хозяйственной деятельности, приобретения новых, рыночных качеств нашей экономикой сегодня предостаточно. Серьезно вникнув в экономические проблемы нашей страны, разумный журналист понимает, насколько это пока еще непознанная «terra incoqnita».

Внести в этот изначально хаотичный процесс частицу разумной упорядоченной системы - вот поле деятельности журналистов, работающих в Национальной радиокомпании Украины. Уже не первый год выходит в эфир «Дiловий канал», который приобрел свои существенно новые качества и имеет высокий рейтинг у слушателей. Из плоскости фактографии в виде информации о создании новых предприятий руководство радиокомпании порой жестко и «административно» вывело передачу в плоскость более массовой программы. Она необходима не только деловым кругам, но и миллионам людей, которые никогда не станут таковыми - не откроют своих предприятий. Но ведь они тоже имеют право на нормальную жизнь, им также необходима информация. Здесь - целый комплекс взаимозависимых тем об объективности нынешнего этапа развития государства, который претерпел изменения от романтизированного до уродливого, и сегодня вынуждает приспосабливаться миллионы граждан, независимо от того, слушают ли они национальное радио. На наших радиоволнах сегодня происходит становление экономической пропаганды нового качества. На первом месте здесь передача «Дiловий канал», ориентированная на своеобразный массовый «ликбез».

В этом ряду и появление в эфире новых программ, созданных при участии зарубежных радиокомпаний. С 23 января мы начали цикл программ, подготовленных совместно с отделом всемирной службы BBC MРM Ltd. Эта структура финансируется правительственным фондом ноу-хау, организованным на средства налогоплательщиков Великобритании. Фонд выделяет средства на создание программ для стран Восточной Европы, в том числе и для Украины. Полтора года тому назад был реализован проект «Господарi землi».

С 23 января дважды в неделю вы можете слушать по I каналу Национального радио новый проект «Азбука малого бизнеса» - «Ринок вiд А до Я». Подготовлены 16 двадцатипятиминутных программ. Это прекрасное воплощение на высокопрофессиональном уровне идеи экономического ликбеза.

- Владимир Петрович, многие слушатели, наверное, вправе усомниться в глубине знаний иностранных специалистов о нашей непознанной, особенной и отличной ото всех экономике. Чему они могут нас научить?

- Моим изначальным и категорическим условием было отрицание дидактического тона. Материалом для передач является как наш, так и мировой опыт. Журналисты находят в Украине (Луганске, Ивано-Франковске, Одессе), а также в Великобритании людей, которые в прошлом никогда не занимались частным бизнесом. Сейчас они не миллионеры, скорее - представители «среднего» класса предпринимателей, которых должно быть большинство.

При помощи чисто журналистских выразительных средств радио в передачах «Ринок вiд А до Я» представлены образы наших современников: музыкант, потерявший работу, домохозяйка, безработный - они не имеют суперприбылей, но стали экономически самостоятельными. По сути, эти люди поддерживают государство, обеспечивая свои семьи и являясь налогоплательщиками. На конкретных примерах строится каждая передача цикла «Азбука малого бизнеса». Сегодня это уже - не политика, но способ нормальной организации общества: каждый человек обязан «включить» все возможности мозгового аппарата, перебороть лень и отчаяние, страх перед неизведанным, чтобы остаться Личностью. Сделав первый шаг, ощутить способность перенести центр тяжести на шаг вперед, и тогда, возможно, твой опыт станет примером для других. Такова философия нашего экономического проекта.

- В последнее время много разговоров об изменениях в структуре Национальной радиокомпании Украины. Можно ли сейчас конкретизировать эти предположения?

- Это «больной» вопрос. Здесь много противоречивых, но тесно взаимосвязанных составных. Мы, радиожурналисты, первыми дали реформаторам широкую трибуну для пропагандирования передовых рыночных взглядов. Сейчас мы сами стали частью процесса реформирования. Слишком дорого Национальная радиокомпания обходится государству, и не так в плане заработной платы сотрудникам, как оплаты самих средств распространения радиопрограмм. Это триллионные суммы. Казалось бы, правильным в конкретной экономической ситуации было бы «протягивать ножки по одежке». Именно это активно предлагают нам, а в лице радиокомпании Верховному Совету, Кабинету министров и Президенту страны представители определенных структур, а также некоторых коммерческих телерадиоорганизаций.

Телерадиопространство Украины - ее достояние. В объективные предпосылки трансформации общества, становления новых качеств экономики вносится субъективный элемент политики. Украине необходимы мощные государственные электронные средства массовой информации. Одно из них - государственное радиовещание. Многие понимают его необходимость. Этим проблемам была посвящена встреча у Президента Украины, во время которой он подчеркнул важность создания национального радиопространства как фактора национальной безопасности страны.

Президентом Украины

Л.Кучмой был подписан указ от 3.01.1995 г. «Об усовершенствовании системы управления государственным телевидением и радиовещанием Украины». Теперь существует структура Гостелерадио, которая все свои решения принимает сквозь призму политическую.

Особо подчеркну: в течение более четырех с половиной лет Министерство связи не побеспокоилось об украинском радиовещании, о разделении синхронной сети вещения бывшего СССР. В течение многих десятилетий лучшие частоты отдавались программам всесоюзного радио. Лучшие частоты - это с политической точки зрения - возможность «покрытия» большей территории, а с экономической - расходование меньшего количества электроэнергии. Работая на длинных и средних волнах, мы сэкономили бы для Украины почти половину электроэнергии. И парадокс в том, что инженеры Министерства связи не додумались до этого вовремя.

В таких условиях сейчас находится Национальная радиокомпания Украины. Новые проблемы возникли после преодоления Верховным Советом вето президента на закон «О дополнениях и поправках к Закону о телевидении и радиовещании». Согласно этому закону, у Национальной радиокомпании могут отнять полтора канала вещания, поскольку в «Поправках и дополнениях» записано, что никакая телерадиокомпания не имеет права владеть более чем половиной общенациональных каналов вещания. Согласно Закону о телевидении и радиовещании Национальный совет Украины выдал Национальной радиокомпании лицензию №1. Мы имеем три канала: Первый, «Промiнь» и Третий культурологический стереоканал.

Министерство связи, имея в своей структуре Государственную инспекцию электросвязи, концерн РРТ, не создало новых общенациональных технических каналов распространения радиопрограмм.

- Может ли Национальная радиокомпания быть самоокупаемой?

- Согласно дополнениям к закону, принятому Верховным Советом, нам дозволено зарабатывать 50% средств от нашего бюджета. Казалось бы, это прогресс по сравнению с предыдущим нормативом в 25%. Но могу заявить со всей ответственностью: даже 20% заработать на рекламе нереально для радиокомпании. Мировой опыт показывает: возможный максимум - это 10-15% в условиях стабильной экономики. Радио-Франс зарабатывает 5%, у нас за прошлый год - 3% от фактически финансированного государством бюджета Национальной радиокомпании, что составило лишь 37% от наших потребностей. Государство платит нам зарплату, а на техническое усовершенствование и развитие денег нет. Мы должны продержаться до тех пор, пока экономическая ситуация не станет стабильной.

Одним из возможных вариантов улучшения экономического положения радиокомпании я вижу введение абонентной платы, особенно на сетевое вещание. Сейчас за «радиоточку» в Украине платят в месяц 20-30 тыс.крб. Для сравнения: проезд в городском транспорте в Киеве стоит 20 тыс., газета «Киевские ведомости» - тоже. Если повысить абонентную плату в 2 раза, вся система кабельного вещания станет самоокупаемой. Но тут новая проблема: Укртелеком, как подразделение Министерства связи, никак не хочет вместе с нами войти с подобным предложением в правительство.

- Существуют ли на государственном радио проблемы цензуры и контроля, о которых так модно сейчас говорить?

- Государственное радио, по моему глубокому убеждению, - самый демократический институт среди электронных средств массовой информации. У нас просто неограниченные возможности для самовыражения и самоусовершенствования, ведь в эфире представлен весь спектр житейских проблем, и никакой цензуры. По-моему, все бури в масс-медиа вокруг этой проблемы - с одной стороны, иллюзии политических романтиков, а с другой - политический цинизм. По закону запрещена цензура с идеологических позиций. За вещание несет ответственность руководитель. В течение этого года моего президентства были «сняты» с эфира лишь несколько программ исключительно из профессиональных соображений. Конечно, возможно снятие информационных материалов, подготовленных некачественно, или же временное отстранение ведущего программы - для смены деятельности, восстановления сил.

Хочу воспользоваться случаем, чтобы сказать об одном нашем сотруднике, Человеке, Радиожурналисте, Личности - Эмме Антоновне Бабчук. Мне очень жаль, и даже стыдно, что не радиокомпания выдвинула ее кандидатуру на соискание Государственной премии Украины им. Т.Г.Шевченко. Таких людей, счастливо объединивших профессионализм и гражданственность, - поискать. Ее программы никого из слушателей не оставляют равнодушными. Можно сказать, что почта на них приходит «однозначная»: либо «за», либо «против». Это - объективно, ведь наше общество пока еще находится в процессе подхода к утверждению своего нового качества. По-моему, главное в «Суботнiх зустрiчах» Э.А.Бабчук - доброта в каждом слове, звучащем из радиоприемника, невыдуманность ситуаций, искренность выводов, стремление сделать добро каждому человеку.

И это - лицо Национального радио.