UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЛИТА И ВСАДНИК С НИМБОМ

Знаменитый собор Михайловского Златоверхого монастыря был украшением Киева в течение нескольких столетий...

Авторы: Паола Утевская, Наталия Сазонова

Знаменитый собор Михайловского Златоверхого монастыря был украшением Киева в течение нескольких столетий. Старожилы, которым посчастливилось побывать в этом храме, помнят его как сокровищницу фресок и мозаик. Кто-то еще, быть может, помнит две шиферные плиты с изображением змееборцев, украшавшие стену у входа в храм. Одну нашли еще в XVIII веке, другую - столетие спустя. Эти рельефы хорошо известны и описаны в искусствоведческих работах под названием «михайловские шиферные плиты».

В годы сталинизма, когда уничтожались памятники культуры, особенно те, что связаны с религией, Михайловский Златоверхий был взорван, стерт с лица земли. Сохранились, чудом спасенные учеными, отдельные, вырезанные из стен росписи и мозаики. Сохранились и эти две шиферные плиты. Одна из них находится в Третьяковской галерее, вторая из фондов Софиевского заповедника - сегодня экспонируется на выставке византийского искусства в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

На территории монастыря ныне работает архитектурно-археологическая экспедиция Института археологии Украинской академии наук, возглавляет группу Глеб Юрьевич Ивакин.

17 марта этого года началось как обычный рабочий день, и ничто не предвещало, что он принесет...

Археологи расчищали ступени, ведущие в монастырский погреб. Верхняя ступенька привлекла внимание исследователей красноватым цветом и отличным от других материалом. Что-то знакомое! Неужели овруцкий шифер? И вот плита поднята. На изумленных ученых смотрит всадник с нимбом вокруг головы. Правой рукой удерживая скачущего коня, левую он поднял, словно приветствуя своих открывателей.

В первый момент археологи не думают о том, что через несколько дней находку назовут «открытием века», что их имена - Ивакин, Поляков, Возницкий, Лосицкий - зазвучат далеко за пределами Украины. Они стоят пораженные, немного растерянные, потрясенные!

Превосходно выполненная резьба хорошо сохранилась. Исполать тем монахам, которые, сооружая более двух веков назад сей погреб, ничтоже сумняшеся подхватили что под руку попало и уложили плиту лицевой стороной к земле.

Главное - новая шиферная плита найдена!

Сейчас предстоит долгая кропотливая работа по ее изучению. Кое-что можно сказать уже сейчас. Плита, как и две предыдущие, датируется приблизительно концом XI - началом XII века. Местное происхождение материала говорит о том, что плита сделана в Киеве. Дискуссионно авторство шедевра - киевский мастер или византиец? Элемент византийского влияния ничего не доказывает, ибо оно было широко распространено в памятниках искусства средневекового Киева.

Кто этот всадник? Нимб над головой говорит о том, что это святой. Его имя? Что означает поднятая левая рука и лежащее под конем копье? Каково предназначение самой плиты? Служила ли она парапетом хор собора, подобно и поныне существующему в Софии, или была украшением главного входа в храм? Всех вопросов, которые возникают в связи с находкой, не перечислить...

А нам остается поздравить археологов с выдающимся открытием и пожелать успеха всем, кто займется изучением третьей «михайловской плиты».