UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПИСАТЕЛЬ В «КОЛЕСЕ ИСТОРИИ»

Недавно киностудия «Контакт» представила в Доме кино свой новый документальный фильм из проекта «Наш современник на экране» — «Сонет 29» о прекрасном украинском писателе-романисте Павле Загребельном...

Автор: Светлана Короткова

Недавно киностудия «Контакт» представила в Доме кино свой новый документальный фильм из проекта «Наш современник на экране» — «Сонет 29» о прекрасном украинском писателе-романисте Павле Загребельном.

В этом цикле уже знакомые зрителям картины о Николае Мащенко и Анатолии Соловьяненко, а в планах «Контакта» ленты о Богдане Ступке и Татьяне Яблонской.

Руководитель студии и бессменный продюсер проекта Лариса Роднянская, представляя творческую группу (автор сценария и режиссер фильма Юлия Лазаревская, оператор Николай Мандрич), подчеркнула, что «Сонет 29» сделан по заказу Фонда содействия развитию искусств. Президент фонда Анатолий Толстоухов зачитал указ Президента и вручил Павлу Загребельному орден Ярослава Мудрого и диплом фонда «За вклад в украинскую культуру».

Поздравляя писателя, вице-премьер Микола Жулинский подчеркнул, что современность Загребельного в его тонком умении «пропускать историю через себя».

Богдан Ступка, министр культуры Украины, исполнитель роли Богдана Хмельницкого в нашумевшем фильме Ежи Гофмана «Огнем и мечом», сказал, что в работе над ролью для него настольной книгой был роман Загребельного «Я — Богдан».

Потом был показан фильм. Его можно назвать удачным, потому что личность героя — Павла Загребельного — невероятно интересна и многогранна. Он — умен, интеллигентен, органичен. Поэтому тридцать минут экранного времени пролетают незаметно. Говорит ли писатель о возвращении из побежденной Германии, куда он почти мальчишкой попал в плен, о советском концлагере — туда неизбежно попадал каждый «предатель», побывавший в аду плена. Ему повезло — вышел из мясорубки энкавэдэшных проверок «всего» через полгода. Потом — мытарства с устройством на работу, ведь неблагонадежен же. И — поступление в Днепропетровский университет. Двойная удача — возможность получить желанное образование и встреча со своей вечной музой, любимой женой, с которой прожиты счастливые десятилетия. Тема жены проходит красной нитью через весь фильм: она и вдохновение, и опора, и нежный друг, и строгий заинтересованный читатель-редактор. И хотя дом Загребельных показан довольно скупо, в нем чувствуется добротный, уютный покой, светлая аура творчества витает над ним. Думаю, старинная украинская икона, подаренная благотворительным фондом «Ренессанс», органично впишется в него, благословляя и охраняя хозяев.

Здесь, кроме всего прочего, надо отдать должное тонкому чувству меры и такта, присущему камере оператора картины Николая Мандрича.

Единственный, на мой взгляд, раздражающий момент фильма — долгий, навязчивый образ «негорящих рукописей», проходящий красной нитью через всю картину.

И еще одна приятная неожиданность ждала присутствующих на премьере — в подарок все получили новое издание знаменитой «Роксоланы», изданием которой занималась одноименная фирма Игоря Добруцкого. Очень хочется верить, что это лишь первая ласточка в издании библиотеки современной украинской литературы, ведь, по словам героя этого вечера Павла Загребельного, в последние десять лет, как это ни странно, издание украинской книги стало проблемой.