29-30 октября состоялся II съезд писателей Украины.
Председателем Союза писателей Украины вновь избран Юрий Мушкетик, с чем «ЗН» его и поздравляет.
Сроки съезда переносились. Причина банальна и знакома всем до боли - не было средств. Наконец-то все вопросы решены, определены сроки, место, представительство, состоялась традиционная встреча Президента Украины Леонида Кучмы с председателем Союза писателей Юрием Мушкетиком (традиционная в том смысле, что руководитель государства всегда встречался перед съездом с руководителем писательской организации), выданы векселя и 29 октября (многие еще не успели забыть, что в этот день не так давно комсомольцы отмечали свой праздник, а некоторые ностальгически празднуют доселе) в 10.30 (это ж не партийный съезд, чтобы начинать вовремя) съезд начал свою работу.
Концертный зал «Золотые ворота», где проходило событие, был переполнен, участники стояли в проходах и сидели на ступеньках. Делегатов было избрано 260, но участников оказалось гораздо больше.
Писательский диалог в последнем ряду (из подслушанного):
- Народу много.
- Да уж. Попробуй дверь.
- Закрыта.
- А если пожар? Все сгорят!
- Не переживай. Новые придут. Свято место...
Вопрос о самом существовании Союза писателей, который остро дискутировался в писательской и околописательской среде, на съезде не обсуждался. Противники прекратили активное наступление, поддержка Президента, позиция «старой писательской гвардии», приличный приток в писательский союз молодежи - раньше в таких количествах в союз не принимали - все было направлено на сохранение союза.
Разговор шел о роли Союза писателей в становлении молодого государства, о проблемах языка и книгоиздания, о финансах, о выживании и немножко о состоянии литературного процесса. Выступление вице-премьера Ивана Кураса, который огласил приветствие Президента Украины Леонида Кучмы, передал пожелания премьер-министра Павла Лазаренко и свои личные поздравления, и следующее за ним выступление заместителя председателя Верховной Рады Украины Виктора Мусияки - как удачный выстрел дуплетом. Вице-премьер сообщил, что пакет документов о налоговом обложении украинской книги, о национальном книгоиздании, о правовом статусе имущества творческих союзов, о Союзе писателей одобрен Президентом и передан в Верховную Раду, а зам. председателя пообещал, что этот же пакет будет рассмотрен депутатами в ближайшую неделю, и выразил уверенность, что документы будут приняты. Все это подтвердил Юрий Мушкетик и выступил с интересным докладом, неоднократно прерываемым аплодисментами аудитории. Правда, никто из этих заглавных фигур не говорил о механизмах реализации законов и постановлений, которые, надеемся, все-таки будут приняты. Да и зачем? Есть в нашей стране почти незыблемая формула: принимается закон, фиксируется случившийся факт и происходит радость, гуляния, благодарение и пр. по этому поводу. Если же спустя некоторое время кто-нибудь напоминает о том, что закон надо выполнять, кто-нибудь следующий резонно отвечает, что отсутствуют механизмы. А в данном случае пакет документов еще только передан в Верховную Раду - это лишь начало радости, что требует небольшего благодарения в виде аплодисментов. Сие и было сделано писателями.
К середине доклада на съезд подтянулась группа лиц с депутатскими значками. Они успели зарегистрироваться на сессии Верховной Рады и присоединились к сотоварищам. Одни называют их депутатами, другие - общественно-политическими деятелями, третьи упорно продолжают называть писателями. Интересно, почему с удовольствием откликаются на «депутат» и резко неприемлют «бывший депутат»? А бывает ли «бывший писатель»?
Вспоминаю давнишний разговор с Леонидом Макаровичем Кравчуком. Первый президент сказал, что нынешние писатели, ушедшие в политику, сделают неоценимое для писателей будущих поколений и, таким образом, принесут пользу Украине. Но неужели писательским своим трудом ныне, сейчас они принесли бы меньше пользы?
Юрий Мушкетик оглашал свой доклад с удовольствием, я бы назвал этот доклад произведением искусства и даже подумал о том, что интересной могла бы быть книга докладов, произнесенных на писательских съездах. Особенно в будущем, для литераторов новых поколений, когда Союза писателей не будет.
В былые времена писатели очень хотели попасть в доклад на съезде, хоть в перечислениях через запятую, в положительных примерах и очень боялись, чтобы имя прозвучало в отрицательных примерах. Ныне же глава писательской братии щедро называл собратьев по перу - и молодых, и постарше, благодарил, поощрял. Легкой критики были удостоены лишь эпатажная писательница за использование ненормативной лексики да поэт-максималист за пародирование известного стихотворения «Любіть Україну».
О серьезных вещах говорил Юрий Мушкетик. Сокращается ареал употребления украинского языка в Украине; разрушена система книготорговли; мизерными тиражами издаются книги украинских писателей, многие из них влачат полуголодное существование. Касался докладчик и проблем литературы, но всего в докладе не скажешь, а потому предлагал он высказаться серьезно об этом последующим выступающим. Со знаком восклицания сказал Юрий Мушкетик о том, что это последний его доклад, видимо, предполагая сложить полномочия...
В перерыве съезд все больше и больше напоминал писательские собрания прошлых лет. Встречи друзей, которые много лет не виделись, распивание и поедание в хорошей компании привезенной в столицу «домашней провизии, без радиации и химии», хмельные от именитого окружения и дешевого вина молодые поэты, седина мэтров...
Писательский диалог в вестибюле; молодой поэт крепко держит за руку представителя диаспоры (из подслушанного):
- Теперь я вас никуда не отпущу!
- Почему?
- Потому что из всех присутствующих я один вас всего прочитал! Вы должны оценить...
Как обычно, на столах у стен разложены книги. Кое-кто из писательской братии приносил еще «тепленькие» - покрутился, успел к съезду - авторские экземпляры тиража...
Писательский диалог (из подслушанного):
- Смотри, смотри! А мои-то сборники мигом разобрали!
- Так «на шару» ж...
Потом были выступления. Почти в каждом о трудностях, о проблемах выживания, о необходимой поддержке откуда-нибудь. Почти никто о том, как можно и нужно «выгрести» в новых условиях своими силами. Очень мало о самой литературе, с анализом, критикой, перспективами, сравнениями.
По традиции шокировал «разоблачением мафии» Василь Рубан; в «порыве гнева» положили на стол председателя членские и писательские билеты Андрухович, Цыбулько и еще некоторые. Правда, потом, по просьбе старших товарищей, «вернулись в союз».
Всех интересовал вопрос: кого же изберут председателем союза? Писатель Михаил Шевченко говорил о том, что знает семнадцать кандидатов, готовых претендовать на это кресло, предвещал серьезную борьбу и т.д. А один очень древний и мудрый читатель сказал, что председателем союза изберут того, кто был накануне съезда на рандеву у Президента...
Так и случилось. Несмотря на то, что несколько кандидатур было предложено, несмотря на то, что Юрий Мушкетик предполагал покинуть председательское место, практически единогласно именно он был вновь избран главой писательского союза.
Казалось бы, можно поставить точку. Теперь последующие пять лет писатели будут писать, писать, писать, кто-то более удачливый даже издавать свои творения. Но все же осталось какое-то чувство неудовлетворения, досады, что ли. Ведь серьезного разговора о литературе нынешней, о процессах в разных жанрах не было. Может быть, даже об итогах - конец ХХ столетия все-таки...
Писатель на то и писатель, чтобы писать. Издатель - чтобы издавать. Но и писателя, и издателя содержит не государство, а читатель. Почему-то в разговоре о сегодняшних трудностях упускается извечная аксиома: не те времена во все времена. Книги сегодня покупают охотно - убедиться в этом может каждый и на Петровке (книжный базар в Киеве), и на ярмарках в Украинском доме. В соседней России издатель говорит писателю, сколько он заплатит за рукопись (естественно, за интересное творение, стоящее, рыночное); в Украине издатель говорит: «Ищите деньги - книгу издадим». В России существует институт литагентов, работающих на нормальном проценте. Почему бы именно об этом не позаботиться Союзу писателей, а не просить крохи из бюджета, на которые смогут существовать 20-30 «особо приближенных». Если мы идем к рынку - условия будет диктовать рынок.
Настоящему писателю не нужна помощь ни Союза писателей, ни государства. Лично я верю в то, что сбудется мечта Ивана Малковича: тысячи украинских книг вокруг, лучших, чем другие, прекрасно изданных, - тогда и ребенок, и взрослый будет выбирать украинскую книгу, тогда будет и гордость, и патриотизм.
P.S. 1 ноября. Пакет документов, переданный в Верховную Раду, увы, не рассмотрен...
31 октября в Мариинском дворце состоялась традиционная встреча Президента Украины Леонида Кучмы с творческой молодежью. Естественно, с небольшим количеством творческой молодежи, уже удостоенной лауреатских званий всевозможных конкурсов, стипендий Президента, фестивальных дипломов и пр. Леонид Кучма, расстроенный массированной атакой депутатов Верховной Рады, предпринятой накануне (30 октября), конечно же, мог бы и перенести мероприятие. Но Президент нашел возможность поздравить с присвоением звания «Заслуженный артист Украины» солистов оперы Наталью Ютеш (Одесса), Михаила Дидыка (Киев), солистку балета Татьяну Билецкую (Киев), солиста-инструменталиста Ивана Кучера (Киев), актера и кинорежиссера Константина Шафоренко (Киев), эстрадную певицу Жанну Боднарук (Киев); звания «Заслуженный художник Украины» Наталью Лопухову (Киев), а также поприсутствовать на небольшом концерте той же творческой молодежи.