Как говорил великий Н.Гоголь, есть женщины просто приятные и есть женщины приятные во всех отношениях. И там, где у классика скользила нота иронии, говоря о нашей героине, есть момент уважения перед ее талантом художника и женщины. Речь идет о Марине Семесюк.
М.Семесюк - мастер народного творчества, что по ограничительным рамкам Союза художников означает: художник без специального образования. Она яркая представительница искусства «культурного примитива», безусловно очень одаренная, эмоциональная, творческая натура.
Примитив, как самостоятельное явление художественной культуры, призван заполнить пространство между профессиональным и народным искусством. Неоднородность данного понятия, его пограничный или связующий характер по сей день усложняют критерии его оценок. Учитывая степень одаренности и таланта лучших представителей искусства примитива, отрицательное отношение в оценке этого течения снято.
В Европе интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П.Гогена.
В XX веке, наряду с искренним, непосредственным выражением народной эстетики в изобразительном искусстве (Н.Пиросманашвили, И.Генералич, М.Примаченко), был распространен романтический культ «наивного» неиспорченного цивилизацией творчества (А.Руссо, А.Мозес), а также получил развитие вызывающий отказ от устоявшихся норм развитой художественной культуры (М.Ларионов, Н.Гончарова).
Творчество М.Семесюк стоит в ряду достойных представителей «культурного примитива», сочетающего в себе развитую фольклорную традицию. В ее работах соединяется каноничность и вариативность, традиционность и индивидуальность, что проявляется в сюжетно-образном строе композиции, фольклорных средствах выразительности.
Марина Семесюк обратилась к народной украинской тематике, к национальному колориту уже много лет тому назад. Безграничность тем и образов, идущих от фольклорной традиции, служит неиссякаемым источником вдохновения, а за этим идет оттачивание и совершенствование манеры исполнения, миниатюрность и невероятная трудоемкость письма. Образный мир ее полотен не есть следствие наивно-поэтического видения мира, скорее это взгляд на добрую и мудрую народную сказку глазами высокообразованного человека. Здесь глобальное переплетается с конкретным, «историчность» соединена с современной эстетикой.
Пластически завершенные по форме произведения М.Семесюк отличаются статичностью четко построенных композиций, часто многоплановых (как бы развивающих действие во времени), строгим сдержанным колоритом с введением немногочисленных ярких пятен.
Художнице свойственна масштабность видения, она пытается найти большое и значимое, казалось бы, в простых вещах. Так, в натюрморте «Ожидание весны» самые обычные предметы - тыква и лук утрачивают свой бытовой, привычный нам смысл и вырастают до неких архитипов мироздания. В пейзажах, и в частности в работе «Родная земля», детальность и одновременно обобщенность приводят к символической трактовке образа. Живой народный юмор сквозит в полотнах «Танец зайцев», «Коты-рыбаки», где представители фауны, наделенные чертами антропоморфности, лукаво посмеиваются и заигрывают со зрителем.