Сны о чем-то большем
Как говорил Уинстон Черчилль, все мы — карлики, стоящие на плечах у гигантов. Как во всякой хлесткой фразе, в этом посыле содержится намного больше, чем вкладывал туда автор. Чего греха таить, принадлежность к группе по-прежнему много для нас значит, тем более приятно, когда мы принадлежим к этой группе просто по рождению — без всяких усилий. Просто оказавшись, скажем, в Киеве, каждый житель этого города может гордиться победами своего футбольного клуба и, соответственно, печалиться о его поражениях (что в последнее время, увы, бывает чаще). С появлением на спортивном небосклоне двойной звезды братьев Кличко мы как бы сами стали значительно сильнее.
При этом от нас не требуется ничего вложить в эти победы, кроме хриплых криков на стадионе или перед телевизором — и то по желанию. Но обмен честный — ведь они вышли, что называется, из народа — из нашего общего генного банка — и предоставляют нам некое подобие знамени из себя самих.
Именно поэтому первая реакция на победу Русланы на «Евровидении» была восторженная — УРА! Ведь это МЫ победили. Теперь весь мир узнает, что наши парни самые сильные, а девушки — самые голосистые. И это, поверьте, не худшая слава. Если говорить о национальных стереотипах, можно найти примеры и похуже. Но неужели отчаянные поиски национальной идеи/символа могут проявиться только в песнях-танцах (пусть даже диких) и мордобое (хотя весьма квалифицированном и спортивном)?
А с другой стороны, что еще нужно?
Искусство принадлежать народу
С самого детства нам рассказывают о так называемых «вершинах человеческого гения». Заботливые родители таскают своих чад по музеям и театрам, читают на ночь замечательные книжки и вообще всячески образовывают. А со временем оказывается, что звуковой дорожкой к нашей жизни оказывается песенка, звучавшая по радио во времена нашей юности, вызывавшая в то светлое время зубовный скрежет и мурашки по коже. Зато именно под аккомпанемент этих нехитрых гармоний проходил важный этап нашей жизни — обретение первых сексуальных, поведенческих и нейрологических опытов. Говоря попроще — выпил портвейна, потанцевал с девушкой всячески — и, к примеру, подрался с ее предыдущим ухажером. Естественно, детали зависят от пола, окружения и времени, на которое пришлась юность экспериментатора. Портвейн может сменить, к примеру, таблетка МДМА, танец с девушкой — танец вообще, а вместо драки со сверстником может быть, скажем, ночь в милиции. Суть от этого не меняется, меняется время — и музыка вместе с ним. И пусть говорят ретрограды, что, дескать, в их-то время музыка была намного музыкальней (а вода мокрее и колбаса дешевле), — мы-то знаем, что новое время всегда требует новых песен. И «Дикі танці» ничем не хуже неформальных гимнов предыдущего розлива. А многим даже лучше — ведь теперь на заданный где-то за кордоном вопрос «Откуда вы?» можно гордо напеть означенную песенку и сплясать что-нибудь псевдогуцульское. Распознать, может, и не распознают — но впечатление вы произведете. А ведь это самое главное. Особенно при первом знакомстве.
Украинский культурный империализм?
Именно популярная, а не высокая культура является на самом деле послом мира и межнационального общения. Бетховен, Пушкин и этот, как его… (Кто там у нас из великих…) Ну пусть Довженко… Так вот, они не представители своих народов (наций, империй, территорий) — они представляют все человечество. А пожилая Пугачева пару лет назад и какая-то милая, но бесполезная девочка представляют конкретное государство — и не получают на Всеевропейском смотре самодеятельности ничего. И даже сладкая мечта педофила (педофилки?) Тату ничего не получили. А наша получила. Значит, мы лучше всех, по крайней мере на этом самом смотре. И всем это заметно, особенно по горячим следам — представители российского шоу-бизнеса в одной популярной российской же программе никак не могли совладать с простой человеческой жабой. Уж она их душила-душила, душила-душила… А приз все равно нашим дали.
Хорошо, хоть никто из них не вспомнил (а может, не читал) некую зловредную статейку в одном украинском самолетном журнале. Легкомысленная Руслана, не помышлявшая в то время о мировой сцене, сообщила в интервью, что ее «масковские друзья» посоветовали ей обратиться к истокам — а именно: к гуцульским песням-танцам, а также помогли с записью альбома и постановкой шоу… Так и написано, открытым текстом — и что обидно, не в разоблачительном материале скандального журналиста, а так, для красного словца рассказано самолично в банальном издании для скучающих пассажиров. Так что, украинская экспансия готовится за пределами страны? Что ж, логично — футболистов отправляем в Италию, боксеров — в Германию, а танцоров-песенников — в Россию, поближе. Опять-таки, когда к выборам пора будет по областям народ увеселять, все равно всех оттуда везти — и наших пусть прихватят. Кстати, интересно, как повлияет европейская победа на величину гонорара и политические симпатии победительницы. Скоро узнаем — выборы не за горами.
А нам что с того? (1)
Кстати, о выборах — а судьи кто на «Евровидении»? Увы, это не покупатели дисков и билетов на концерты. Это телезрители, в большинстве своем скучающие домохозяйки (патриотически настроенные соотечественники не в счет, они приравниваются к родственникам и друзьям конкурсанта). Конечно, можно возразить, что (возможно) без победы на «Евровидении» «АББА» дольше бы взбиралась к вершинам. Можно перечислять и других участников, добившихся славы и успеха после конкурса, хотя их не так уж много. Но «после», увы, это не «потому что». Хотя материал у Русланы, нужно признать, крепкий, энергии хватает, и кто знает — может, чего их этого и получится. Давно пора запустить собственную звездочку на мировой небосвод, ибо до сегодняшнего дня нашим самым весомым вкладом в мировую поп-культуру остаются изрядно потускневший Чернобыль и котлеты по-киевски. А так хочется раздуться от гордости где-нибудь там, заслышав знакомые звуки и, выпив лишнюю рюмку, тыкать себя в грудь и на ломаном иностранном приговаривать — «А я ее знаю, это ж наша Руслана». Всем нам этого хочется — и автор тоже не исключение.
А нам что с того? (2)
Остается только вспомнить, что за все приходится платить. Помните — «Мы за ценой не постоим»? Это как раз о победе. Проблема в том, что страна-победитель принимает у себя конкурс следующего года. Это вам не победа в боксе — Кличко всех побили, мы порадовались, выпили по маленькой, пошли спать — и все. Нет, за европобеду надо ответить. Тут и всплывает ситуация, что называется, «в целом по стране». Оказывается, залов у нас нет (а в Турции был зал вместимостью от 30 до 50 тысяч — приблизительно, конечно), селить гостей негде — койко-мест не хватит, ни трех-, ни самозванно пятизведочных. Решение транспортных проблем на время фестиваля тоже вызывает дрожь — мы же знаем, как ее будут решать — раздадут полосатые палочки и перекроют все. Совсем. А как же, у нас гости…
Но самое главное, что внезапный заезд гостей приведет к популяризации наших недостатков и выносу их на глаза миллионов телезрителей.
Хитрые турки потратили на прием «Евровидения» 100 млн. евро — так им же было что рекламировать! И те курорты, и эти отели… Не хотите здесь — можно там, там вам будет удобнее… И в результате от своих вложений планируют получить прибылей чуть не пять миллиардов, правда, за следующие пять лет. Это называется долгосрочное планирование. Мы так пока не умеем, здесь все еще действует «Ввяжемся в бой, а там поглядим». И что теперь делать? Срочно строить зал и отели? За год? Конечно, а потом они на голову обвалятся…
Вот так и получается — нежданная победа приносит хлопоты и беспокойство победителям. Хотя, по правде говоря, все равно приятно.