UA / RU
Поддержать ZN.ua

Песня года, исполняет — Tik Tu

По мнению музыкальных критиков и многих меломанов, главное и очень серьезное музыкальное открытие 2016-го - тернопольское трио Tik Tu. В интервью ZN.UA группа рассказывает о своем дебютном альбоме, об этнических мотивах и незабываемых концертах.

Автор: Орест Дрымаловский

По мнению музыкальных критиков и многих меломанов, главное и очень серьезное музыкальное открытие 2016-го - тернопольское трио Tik Tu. В интервью ZN.UA группа рассказывает о своем дебютном альбоме, об этнических мотивах и незабываемых концертах.

С Лесиком Драчуком, ударником Tik Tu, встречаемся на тернопольском вокзале. В музыкальных кругах он известен под псевдо Omodada. Работает саунд-продюсером, имеет собственную студию звукозаписи. В свое время сотрудничал с коллективами Zapaska, Dakooka, Epolets, Semmar, Nameless и многими другими.

По заснеженным улицам Тернополя Лесик ведет в галерею "Бункермуз". Через несколько дней группа Tik Tu представит там свой дебютный лонг-плей Shuma - едва ли не самый важный украинский альбом 2016 г. Музыка Tik Tu - это мелодичный, местами психоделический инди-поп с колоритными украинскими, литовскими и английскими текстами.

Репетиция длится более часа. Даже за это время нетрудно понять, что музыка для Лесика, Натальи Багрий (вокал, флейта, альт, клавишные) и Романа Божко (бас, клавишные, программирование) - не развлечение, а храм. За их плечами - годы, проведенные в оркестрах, участие в нескольких музыкальных проектах, сотрудничество с именитыми музыкантами. Они живут музыкой.

- Альбом Shuma, вышедший в конце 2016-го, сразу занял первые позиции в итоговых рейтингах лучших пластинок года и получил благоприятные отзывы критиков. Довольно непривычная для украинских реалий реакция на дебютную работу. Значат ли что-то для вас такие отличия?

Наталья Багрий. - Мы не питаем иллюзий насчет этого. Конечно, такие отличия - приятны. Они держат на достигнутом, не дают сделать что-то хуже в будущем. Не скажу, что этим альбомом мы поставили себе определенную планку, это не так. Мы только играем музыку, которая нам нравится. Не выстраиваем особых планов. Играется - играем. Не играется - не мучим себя, делаем что-то другое. Больше всего боюсь, чтобы группа не превратилась в некую машину, когда музыка не приносит удовольствия, а становится одной из обязанностей. Тогда все портится.

Роман Божко. - Музыку нужно писать с ощущением легкости. Если этот процесс дается большими усилиями - получается вовсе не то, что надо.

Лесик Драчук. - Ты знаешь, мы не можем сказать, что после этих отзывов в музыкальных медиа нас начали чаще приглашать с концертами. Приглашают, конечно, но бесплатно. Вот приезжайте к нам, сыграйте, а мы угостим вас кофе. Это чудесно, однако мы уже не можем себе этого позволить. Людям часто трудно понять, что музыка является нашей профессией, основным занятием.

- Ваше занятие - только Tik Tu?

Н.Б. - Что касается меня - да. Хотя планирую вернуться в симфонический оркестр, в котором играла раньше, поскольку доходы группы сейчас очень скромны. Лесик работает саунд-продюсером, Роман организовывает концерты в "Бункермузе". Так или иначе, мы все близки к музыке.

- Если говорить об альбоме, не могу не спросить о его обложке. Девушка в желтом платье и красной тубой в руках - очень удачная идея.

Н. Б. - Первой идеей была фотография Ромы: он играет на тромбоне среди кучи инструментов, которыми заполнена его квартира. Но этот снимок куда-то исчез. Мы решили не отказываться от духового инструмента, и я сфотографировалась с нетипичной для себя тубой. Художница Grycja RD предложила несколько вариантов обложки. Первый - рисунок со зверьками. Нам показалось, что этот вариант не ассоциируется с нашей музыкой, более серьезной по смыслу. Поэтому решили остановиться на втором варианте, который вы видите сейчас. Хотя зверьков там тоже можно найти, если внимательно присмотреться.

- Альбом открывает композиция "Промінь" со струнными и лаконичной электроникой, которые вместе достигают плавного крещендо. Как она создавалась?

Н.Б. - Обычно каждый из нас что-то пишет самостоятельно, приносит на репетицию, и уже вместе определяем, что делать дальше. Первая аранжировка "Промінь" с накоплением струнных придумалась у меня дома. Позже песня понравилась ребятам. Они осторожно подходили к ней с разных сторон, чтобы не испортить. То, как она звучит теперь, - в значительной мере их заслуга. В этой композиции особенно ощутима пентатоника, характерная для традиционной музыки восточных стран.

- К традиционным корням уходят и тексты. Например, в песне "Сиве море" вы используете такие аутентичные эпитеты, как "крислате життя" или "хорасті пісні".

Н.Б. - Я родилась в Кутковцах. Это небольшое село за Тернополем. Там общаются таким лексиконом, именно так я разговариваю со
своей бабушкой. Народная речь и вся эта кутковецкая автентика постоянно о себе напоминают. Я в этом органична: фольклорные мотивы всегда стучат в мою дверь - не могу не отворить.

- У каждого из вас значительный опыт в музыке. Как вы находите компромисс в видении аранжировок?

Н.Б. - Это вопросы к Роме. Он у нас самый вариативный и принципиальный (Роман Божко жестикулирует - дескать, зачем? Все смеются). Обычно мы руководствуемся методом голосования: если двум нравится, то один не спорит. Когда я предлагаю какой-либо замысел, ребята его дополняют. Временами композиционные варианты существенно образом меняют, разнообразят наш материал, - до чего-то я вообще могла бы не додуматься.

Р.Б. - Речь идет о том, что мы не должны придерживаться каких-либо канонов. Мы всегда можем что-то менять, добавлять, выдумывать, импровизировать. Лишь бы у слушателя, который постоянно ходит на наши концерты, тоже не ослабевал интерес.

- В иронической композиции DJ партию тромбона исполнил Александр Марусяк, участник львовских коллективов "Гич Оркестр" и Lemko Bluegrass Band. Почему обратились к такой творческой коллаборации?

Л.Д. - Одновременно с записью нашего альбома я работал над новой пластинкой "Гич Оркестра". Кстати, она уже полностью готова, скоро ребята ее представят. И Саша как раз был в студии, когда ко мне забежали Наташа и Роман. Нам пришло в голову попросить его сыграть. За несколько минут он на скорую руку "набросал" несколько фрагментов. Музыканты спешили на поезд, и мы это отложили. Через неделю вернулись, послушали: классно звучит! Тем более, инструмент Саши дополняет концепцию обложки нашего альбома.

Н.Б. - Как и многие наши композиции, DJ родилась в совместном джеме. В ней речь идет о том, как часто мы пренебрегаем временем, расточаем его.

- Слушая альбом, начал за вас бояться: чтобы отправиться в тур или поехать в другой город на концерт, вам придется нанимать отдельную машину для инструментов.

Л.Д. - Как раз сейчас ломаем над этим голову (смеется). В свое время в самом деле брали все инструменты и грузили в поезд. Это было очень изнурительно. Но после записанных в альбоме струнных и гитарных партий без автомобиля нам теперь не обойтись.

- Трудно не заметить, что вы особенно тяготеете к литовскому языку. Речь идет и о названии группы (Tik Tu переводится с литовского как "только ты". - О.Д.), и об одном из самых заметных треков в альбоме - Ozis.

Н.Б. - Мой отец был военнослужащим. Я родилась и прожила первые два года в Монголии, где он служил. Позже отца перенаправили в Литву. Там я пошла в школу, которую посещала до 15 лет, то есть до 9 класса. Также училась в музыкальной школе. Когда появился вопрос - возвращаться домой или дальше жить в Литве, - мы с мамой проголосовали за то, чтобы поехать. Конечно, этот период на меня значительно повлиял, что заметно и в творчестве. Ozis - это литовская народная детская песня, положенная на нашу музыку. В Литве ее поют совсем иначе.

- То есть от вас можно ждать и новых песен на литовском?

Н.Б. - Если немного приподнять занавес над нашим следующим альбомом, то скажу лишь, что в нем будет литовскоязычная композиция под названием Kukuti.

- Знаю, что проект Tik Tu начинался как дуэт…

Н.Б. - Мы с Романом много ссорились. Нам был нужен миротворец.

Л.Д. - Теперь ссоримся втроем (смеются). Мы собрались вместе, когда у Романа и Натальи было написано достаточно песен, чтобы исполнять их с живыми ударными.

Н.Б. - А знакомы мы все давно. С Ромой познакомились в тернопольской группе Nameless. Он был моим конкурентом. Пришел играть на тромбоне - так дудел, что не было слышно моей скрипки. Помню, он меня ужасно нервировал. Позже у нас всех был общий проект Echo Gardens. Кроме нас, в нем была Наталья Рудяк, вокалистка с очень красивым женским тембром. К сожалению, она не видит своего будущего в музыке. Поэтому мы стали Tik Tu. Собственно, я впервые за все это время начала петь. Хотя отношусь к своему вокалу, скорее, как к еще одному инструменту.

- В прошлом году вы были участниками крупнейших украинских музыкальных фестивалей - Zaxidfest, "Файне місто", "Бандерштат". Такие выступления существенно отличаются от клубных концертов. Стала ли проверка опен-эйрами для вас особым опытом?

Н.Б. - Фестивали добавили нам уверенности. На первых наших концертах я напоминала пугливую лань, ужасно боялась сделать что-то не так. Раскованная фестивальная публика - это классный опыт для любого артиста.

Л.Д. - Одно из самых памятных фестивальных впечатлений - утреннее выступление на "Бандерштате". Согласно программе, мы должны были выйти на сцену в два часа ночи и играть максимально тихо, чтобы у организаторов не было проблем с полицией. Но программа, как всегда, затянулась. Словом, мы начинаем выступление в пять часов утра. Под сценой на карематах дремлет сонная публика, встает солнце. Поскольку уже было утро, мы решили не обращать внимания на полицию. Звукорежиссер нас поддержал. И публика проснулась! Люди танцевали под сценой в течение всего концерта.

- Думал, вы вспомните о фестивале "Файне місто", где ваше выступление чуть ли не прервала буря…

Л.Д. - Это было невероятно! На сцену выбежало пятеро монтировщиков, чтобы удержать сорванные ветром баннеры, но мы упрямо доиграли до конца. Если погибать - то с песней!

- Судя по вашему опыту, записать хороший альбом сегодня можно даже не выходя из дома.

Л.Д. - Это в самом деле вполне возможно. В наших квартирах - маленькие студии. Мне сейчас даже трудно сказать, что и где мы записывали для альбома Shuma. Что-то рождалось прямо в кухне - записывались целые фрагменты, семплы, дорожки. Правда, вокал и барабаны писали преимущественно на "Шпиталь Рекордс" (студия Лесика Драчука. - О.Д.).

- Перед интервью вы сказали, что в Тернополе о существовании Tik Tu знает ограниченный круг людей. С чем это связано, по вашему мнению?

Л.Д. - Музыкальная среда Тернополя довольно однотипна. Если посмотреть на состав местных коллективов, то это одни и те же лица. Группы перемешиваются, обмениваются участниками. Эдакий сплошной музыкальный инцест. Мы стараемся здесь часто не выступать. Только тогда, когда есть новая программа, новые песни. Через несколько дней представим альбом - так и увидим, знают ли нас. Не будем забегать наперед.