UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР КИЕВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

В этом году исполняется 130 лет со дня основания в Киеве музыкального училища, которое в 1913 г. было преобразовано в Киевскую консерваторию (в настоящее время Национальная музыкальная академия им...

Авторы: Виктор Рожановский, Анна Мирошниченко

В этом году исполняется 130 лет со дня основания в Киеве музыкального училища, которое в 1913 г. было преобразовано в Киевскую консерваторию (в настоящее время Национальная музыкальная академия им. П.Чайковского).

Возникновение в Киеве отделения Русского музыкального общества (РМО), а затем и открытие музыкального училища обязаны в значительной степени энергии, энтузиазму и страстной любви к музыке учителя пения и дирижера Роберта Августовича Пфенига. Биографические сведения о начале его деятельности в Киеве очень скудны. Р.Пфениг, лютеранин, родился в 1824 г. Видимо, в Киев он приехал в начале 50-х годов и преподавал итальянское пение в Институте благородных девиц с 1853 г.

Киевские музыканты и любители 12 марта 1863 г. послали письмо члену главной дирекции Василию Алексеевичу Кологривову с просьбой помочь открыть в Киеве отделение РМО. Разрешение было получено 10.11.1863 г. На собрании Киевского отделения РМО была избрана дирекция, членом которой до 1875 г. был Р.Пфениг. Как писал впоследствии действительный пожизненный член дирекции к/о РМО Н.Богданов, «Пфениг был душою КМО. Он положил ему начало и в продолжении 12 лет (с 1863 г. по 1875 г.) выбивался из сил, чтобы поддержать его жизнь».

Пфениг подал мысль пригласить в Киев постоянную итальянскую оперу, а позже - докладную записку с доводами в пользу открытия в Киеве русской оперы. 27 октября 1867 г. в городском театре на Владимирской состоялся первый спектакль в антрепризе Ф.Бергера - «Аскольдова могила» Верстовского. «Это был человек инициативы и увлечения», - писали о Пфениге современники.

Газета «Киевлянин» написала в 1866 г. (№27): «Немец-музыкант, давно живший в России... решился создать в Киеве общество музыкантов для того, чтобы развить в публике и у самих членов общества понимание утонченного и по возможностям правильного взгляда на искусство...» Чего же так добивался Пфениг? Открытия в Киеве музыкального училища. 16 декабря 1867 г. Министерство внутренних дел утвердило программу музыкального училища, но у Киевского музыкального общества не было ни денег, ни помещения, ни преподавателей. Пфениг составил докладную записку на имя А.Безака с просьбой разрешить подписку на сбор средств для училища. И помощь пришла. Почетный член РМО Никола Артемович Терещенко, брат его Федор Артемович, железнодорожный магнат Самуил Поляков дали по тысяче рублей, были и другие жертвователи. 18 января 1868 г. школа была открыта в доме купца Гладина на Житомирской улице (с 1869 г. - Маложитомирская, 7). Торжественный молебен состоялся 21 января. Школа была там до 1876 г. Директором стал Пфениг, он же вел класс хорового и сольного пения.

В дальнейшем в школе были открыты «классы общеобразовательных наук» - она стала училищем, но все еще не имела своего помещения. В 1871-72 гг. занятия проходили в доме Бровинского на Предславинской улице (новое строение), зато в 1873-74 гг. - в центре города на Крещатике, 17 в доме аптекаря А.Зейделя. Киевское отделение остро нуждалось в средствах, чтобы содержать училище. Проводились благотворительные концерты, собирались пожертвования.

Кстати, Пфениг активно пропагандировал украинскую песню, сам писал музыку. 27 февраля 1868 г. в зале дворянского собрания исполнялась малороссийская песня «Зелена ліщинонько» (Н.Богданов), 24 марта там же исполнили украинскую песню на музыку Пфенига «Скажи ж мені правду».

В концерте 30 ноября 1869 г. принимал участие основатель РМО, пианист и композитор Антон Григорьевич Рубинштейн и В.Кологривов, исполнивший несколько музыкальных пьес для виолончели. Но главное, чем занялись Кологривов и Пфениг, - постройкой собственного здания музыкального училища. В 1871 г. первым городским головой «от всех сословий» стал Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато (1839-1888). С 1872 по 1874 гг. он был председателем дирекции Киевского отделения РМО. Он выделил для постройки земельный участок за почтовым зданием на Крещатике, продажа другого участка и дома на Подоле помогла Киевскому отделению получить определенные средства на строительство, которое вел по своему проекту киевский городской архитектор Александр Яковлевич Шилле (1830-1897).

14 сентября 1874 г. «последовало открытие музыкального училища с классом общеобразовательных наук в собственном, вновь выстроенном здании. К сожалению, за месяц до этого умер Василий Алексеевич Кологривов, так много сделавший для процветания училища. Пфениг остался один с долгами и проблемами, но не падал духом. Будучи поборником хорового пения, считая его наиболее демократическим видом искусства, он открыл при училище класс церкового пения, готовившего регентов для церковных хоров и певчих, и воскресный класс хорового пения с 5 ноября 1874 г. с платой по 5 копеек за урок». Этот класс посещало до 40 человек.

Однако вскоре эта деятельность Пфенига была прекращена. По его желанию главная дирекция РМО прислала в Киев на экзамены в училище виолончелиста Людвига Карловича Альбрехта, который дал резко отрицательный отзыв о работе почти всех преподавателей училища и особенно Пфенига. Все они были дирекцией Киевского отделения РМО уволены. Директором училища был назначен сам ревизор Альбрехт, правда, ненадолго, до 1877 г. Но он успел свести на нет многие начинания Кологривова и Пфенига.

Дирекция Киевского отделения 8 августа 1875 г. выразила Пфенигу «искреннюю благодарность за неутомимую деятельность в должности директора училища, направленную на развитие музыкального образования в нашем крае, который всегда будет помнить и сознавать, что честь основания и начало нашей деятельности принадлежит ему и что благодаря его энергии дело это окрепло и стало на путь процветания». Дирекция дала Пфенигу «за труд» тысячу рублей. Его договор с дирекцией истек еще в 1867 г.

В 1876 г. Пфениг с семьей переехал в Ташкент, где стал преподавателем немецкого языка в мужской гимназии и до своей смерти в 1899 г. руководил музыкальной жизнью Туркестанского края.

В кратком некрологе «Русская музыкальная газета» назвала Пфенига ближайшим сотрудником Антона и Николая Рубинштейнов, которые были главными инициаторами и организаторами профессионального музыкального образования в России.