UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА — ПРИЗНАК ВЕСНЫ

Вольтер как-то заметил: «Опера-спектакль столь же странный, сколь великолепный, где глаза и уши бол...

Автор: Юрий Чекан

Вольтер как-то заметил: «Опера-спектакль столь же странный, сколь великолепный, где глаза и уши более удовлетворяются, чем разум; где подчинение музыке смешные нелепости вызывает, где при разрушении города поют арии, а вокруг могилы танцуют; где дворцы Плутона и Солнца видеть можно, а также богов, демонов, волшебников, чудищ, колдовство, дворцы, возводимые и разрушаемые в мгновение ока. Таковы странности терпят и оными даже любуются, ибо опера - страна фей». С мнением просвещенного француза трудно не согласиться; более же заманчиво - разобраться в соотношении «смешных нелепостей» и музыки. Именно эта задача находится в центре внимания И.Ивановой, Г.Куколь и М.Черкашиной - авторского коллектива вышедшей в киевском издательстве «Заповіт» книги «История оперы».

Парадоксально, но факт: до появления этой книги в Украине не было ни одного собственного «полнометражного» учебника истории музыки. Нет, не украинской, хотя и в этой сфере существуют свои проблемы. Речь идет об истории музыки европейской. Многие поколения студентов учились и продолжают учиться, пользуясь пособиями, написанными в 40-50-е годы и изданными в Москве. Должен сказать, что нет ничего скучнее и предсказуемее, чем те учебники по истории музыки (либо музыкальной литературе; дифференциация здесь очень условна, что свидетельствует о размытости и недостаточной определенности предмета). Штамп, трафарет, стереотип, - самые мягкие из характеристик, которые приходят на ум. Вспомните: усредненно-обобщенная «характеристика эпохи», после которой - «жизненные и творческие пути» композиторов, перемежающиеся бесполезными нотными примерами и описательно-поверхностными анализами некоторых сочинений. Об авторской концепции не могло быть и речи - шаблон предписан заранее (отдельные исключения - книга В.Конен, например, лишь подтверждали правило). Удивительно ли то, что учебники эти мгновенно забывались несчастными, обязанными изучить их к зачету либо экзамену; удивительно ли то, что представители смежных искусствоведческих дисциплин заглядывали в них крайне редко - и разочарованно откладывали, не найдя там ничего ни для ума, ни для сердца?

Убежден, что «Истории оперы» авторского коллектива под руководством профессора Марины Романовны Черкашиной уготована иная судьба. Этой книгой будут пользоваться студенты. К этой работе будут обращаться гуманитарии разных областей. Она, наконец, найдет своих почитателей (про-читателей) среди любителей музыки, профессионально не связанных ни с искусствознанием, ни с гуманитаристикой. Она того заслуживает.

...Есть два типа профессоров. Одни готовят лекции по учебникам. Вторые - пишут учебники на основе своих лекций. Читая «Историю оперы», понимаешь, что это - результат творческой работы профессоров второго типа. Впрочем, довольно апологетики. Раскроем же привлекательную внешне и заманчивую по названию книгу...

Исходная установка авторов предельно конкретна и неожиданно очевидна: опера - это синтез искусств; важнейшими составляющими в ней выступают сюжет, жанр и стиль. Эта трехгранная призма погружается в разные национальные контексты (прежде всего, безусловно, в итальянский; затем - во французский и австро-немецкий) и проводится сквозь разные эпохи: от зарождения в конце ХVI века - через развитие в ХVII-ХVIII - к вершинам творчества века XIX. Такой подход и такая композиция исследования (а «История оперы» - отнюдь не педагогическая компиляция, а настоящее исследование, привносящее в учебный процесс остроту и динамизм научного поиска) - оригинальны и концептуальны. Они дают авторам возможность пересмотреть некоторые ошибочные взгляды, утвердившиеся в научной и учебной практике (оценку творчества Россини, например). Так поданная история оперы формирует у читателя объемное представление о логике историко-музыкального процесса в европейской культуре. Именно поэтому в разных разделах книги смещаются акценты и меняется ракурс: от рассмотрения проблем формирования жанра (ранняя фаза новоевропейской музыки) - к выражению композиторской индивидуальности и анализу неповторимости драматургии конкретных произведений (замечу попутно, что в книге объемом 330 страниц проанализировано около семидесяти опер тридцати четырех авторов).

Исследование лишено черт цеховой замкнутости. Да, оно написано музыковедами, а кто как не музыковеды умеют «загерметизировать» свои работы, отпугивая непосвященных чрезмерным употреблением специальных терминов и детальным рассмотрением технологических частностей. На сегодня музыковедение, пожалуй, наиболее зашифрованная из областей искусствознания. Конечно, «герметизацию» в чем-то провоцирует исследуемый материал - музыка, которая начинается там, где слова заканчиваются. Преодолеть барьер дано немногим - и авторы «Истории оперы» в их числе. Может потому, что не ограничились традиционным «разбором» музыкальных тем, характеризующих главных героев (таких разборов в книге попросту нет), а взглянули на оперу как на многогранное явление, в котором либретто, сюжет занимает отнюдь не последнее место? Анализ жанро- и стилеобразующих импульсов, обусловленных сюжетом, - важнейшее качество книги, делающее ее интересной и полезной широким читательским кругам.

Появление «Истории оперы» - следствие реализации программы «Трансформация гуманитарного образования в Украине», проводимой фондом «Відродження». Известно, что главная цель этой программы - содействие гуманитаризации образования путем создания условий для разработки и внедрения новой генерации учебников и учебных пособий. Отрадно, что «История оперы» Ивановой-Куколь-Черкашиной прошла сквозь частое сито конкурсного отбора. Отрадно и то, что конкурс был (ведь, замечу, объявленный около десяти лет назад Министерством образования Украины аналогичный конкурс блистательно провалился, так как был подан всего один проект). Поэтому оставим в стороне критические замечания - и насчет явных опечаток, и относительно стилистических шероховатостей, несовершенства украинского языка. Все это - результаты слабой редакторской работы, печальные симптомы падения издательской культуры (удивительно, что для такого хорошего дела не использовались профессиональные силы специализированного издательства «Музична Україна» - или его уже не существует?!). Порадуемся, что первая ласточка есть. Это ли не признак весны, обновления, столь желанного в застойном мире музыкально-исторической литературы? Кто следующий напишет и издаст - об опере - «стране фей», о симфонии - «интонационном образе мира», об истории музыки, наконец?..