UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРСОНАЖ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЕРЕН АВТОРУ

Приходится признать: персонажи - существа ветреные и непостоянные. И сидеть под крылышком автора им скоро надоедает...

Автор: Елена Раскина

Приходится признать: персонажи - существа ветреные и непостоянные. И сидеть под крылышком автора им скоро надоедает. Так и норовят вырваться на свободу... Особенно если им в этом помогают некоторые сердобольные читатели.

Моноспектакль обаятельной и темпераментной французской актрисы Пьеретт Дюпуае «Бал у Бальзака», состоявшийся 5 марта в театре «Молодий» и посвященный двухсотлетию со дня рождения Бальзака, представлял собой феерическую процедуру освобождения бальзаковских персонажей от власти автора-тирана. Конечно, нужно отдать автору должное - он мастерски сделал свое дело, но, право, сколько можно заставлять страдать этого горемыку папашу Горио или мадемуазель Гранде? Эрнестина, домоправительница Бальзака, роль которой исполняла Пьеретт Дюпуае, самолично пригласила бальзаковских персонажей на бал и решила устроить их судьбы в отсутствие задремавшего хозяина. «Взгляните, месье Горио, на мадемуазель Гранде - вот вам прекрасная дочь, не то что ваши мегеры...» Или: «Эй вы, Вотрен, горе-каторжник, не пора ли вам начать новую жизнь?» И посреди всего этого - портрет Эвелины Ганской и сетования вроде: «Господин Оноре вернулся из Украины просто в отчаянии... Ох уж эта графиня Ганская...»

Пьеретт Дюпуае не только режиссер моноспектакля, но еще и автор текста, блистающего перлами чисто французского юмора. Так, когда на бал забредает чужой персонаж - малышка Фадетта, создание Жорж Санд, экспансивная домоправительница восклицает: «Ах, бедняжка, я понимаю ваши терзания. Ох уж эта мадам Санд - Мюссе и Шопен одновременно... Ужасная женщина и еще и курит». Но - персонаж должен быть верен автору, в этом, можно сказать, состоит его «священный долг».

Моноспектакль «Бал у Бальзака» имел огромный успех на театральном фестивале в Авиньоне. Теперь он впервые демонстрируется в Украине, почти что на родине графини Ганской, если, конечно, не считать очаровательницу Бальзака полячкой. Пьеретт Дюпуае, актриса, драматург и режиссер, обладательница «Оскара» за постановку, врученного Жаном Вилларом, представляла Францию в 50 странах мира - теперь дошла очередь и до нас.

После спектакля госпожа Дюпуае поблагодарила Французский культурный центр в Украине, устроивший ее гастроли, и украинскую публику, которая не томила ее, как графиня Ганская Бальзака, а сразу ответила взаимностью. В фойе театра зрителей ожидала небольшая выставка, посвященная госпоже Дюпуае, истории создания спектакля и, конечно же, Бальзаку и его несравненной Эвелине. Стенд, повествовавший о страсти Бальзака к прекрасной иностранке и венчании в Бердичеве, явно намекал на давние французско-украинские связи. Что ж, месье Оноре нам давно не чужой, и даже без госпожи Эвелины. Мы, зрители, даже вернее его персонажей, хотя новая алхимия бальзаковских текстов, представленная бойкой домоправительницей, и нам пришлась по вкусу. В этом случае об измене речь не шла, только об интерпретации.