Киевский театральный народ хорошо запомнил «подарок», полученный в прошлом году: на следующий же день после празднования Дня театра и шикарного вручения «Пекторалей» директоров киевских театров собрали в горадминистрации и объявили, что их финансирование урезают. В течение года у нас был не театральный процесс, а тихий, сдавленный стон умирания. И если театры у нас еще не вымерли, то это говорит о невероятной, неправдоподобной жизненной силе людей искусства. А наличие премьер спектаклей можно сравнить только с чудом, с тем ростком, что пробивается сквозь асфальт. И если рядом пробилось несколько ростков, как определить, какой лучше: у них у всех «подасфальтное» детство.
Тем не менее, «праздник должен продолжаться», и в День театра по традиции награждают лучших.
Вначале - аплодисменты триумфаторам:
1. Лучший спектакль - «Комедия о прелести греха» (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра, режиссер Юрий Одинокий).
2. Лучший спектакль для детей - «Котилася торба» (Театр марионеток, режиссер Михаил Яремчук).
3. Лучшая режиссерская работа (Юрий Одинокий, «Комедия о прелести греха», Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра).
4. Лучшая мужская роль - Виталий Линецкий, роль в спектакле «Немного вина... или 70 оборотов» (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра).
5. Лучшая женская роль - Галина Стефанова, роль Репниной в моноспектакле «Стена» (театр «Актер»).
6. Лучшая мужская роль второго плана - Владимир Горянский, роль мессира Нича в спектакле «Комедия о прелести греха» (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра).
7. Лучшая женская роль второго плана - Наталья Лотоцкая, роль Рындычки в спектакле «Украинский водевиль» (театр им. И. Франко).
8. Лучшая сценография - Андрей Александрович (спектакль «Привидения», театр «Браво»).
9. Лучшее музыкальное оформление - Юрий Шевченко, спектакль «Украинский водевиль» (театр им.И.Франко).
10. Лучший дебют - Лев Сомов (Хохлов), драматург, спектакль «Горький роман» (мастерская театрального искусства «Сузiр'я»).
Да, в этом году «пекторальные» эксперты приняли несколько ну очень неожиданных решений. Если год назад охапку призов собрал Национальный украинский театр им. И.Франко, далеко оттеснив остальных номинантов, то в этом лавры достались Театру драмы и комедии на Левом берегу Днепра. Театр им. И. Франко, представленный в шести номинациях, ограничился одной наградой - за лучшее музыкальное оформление, а Национальный театр им. Леси Украинки, претендовавший на пять призов, не получил ни одного...
Было забавно наблюдать, как на сцену театра им. Франко, рядом с шикарными господами в черных тройках и при бабочках, выходили Виталий Линецкий и Юрий Одинокий - в старых джинсах, в затрапезных пиджачках - и занимали места триумфаторов. Да и Галина Стефанова, судя по всему, отнюдь не предполагала своей победы.
Несколько слов о самой церемонии награждения. На сей раз она была яркой, динамичной, стремительной, даже скоропостижной, как никогда. Оглашение номинации - танец в честь победителя, вручение цветов и призов - концертный номер. Следующий!
Был выпущен один из самых волнующих на подобных церемониях моментов: ответное слово триумфатора, его слезы радости, его первые ошеломленные слова - то, что придает торжеству человеческую окраску. А им было что сказать...
Первое экспресс-интервью - у героя нынешней «Пекторали» режиссера Юрия Одинокого.
- Что вы чувствовали перед тем, как вас объявили победителем?
- Ничего. Стоял за сценой, окурки курил. Не было сигарет, стрелял у монтировщиков сцены.
- Вы ожидали, что ваш спектакль будет выдвинут на «Пектораль»?
- Что будет выдвинут в номинацию - немножко ожидал. А победы совсем не ждал. Я привык к тому, что если ты куда-то выдвигаешься, то за тобой кто-то стоит. А я как бы сам по себе, на отшибе.
- Театр драмы и комедии - он действительно на отшибе: на Левом берегу, вдали от всех театральных скандалов...
- Митницкий будет всегда на отшибе, знаете, потому что он честный и порядочный человек. А порядочные люди в этом мире со времен Христа распинались и убивались. Я считаю себя его учеником и последователем. Это замечательный мастер, он дал мне в профессии очень много.
Работал еще год с Романом Виктюком в Москве, ставил с ним «Двое на качелях», «Лолиту», но учился в основном у Эдуарда Митницкого.
Я не хотел идти сюда, на эту «Пектораль», зная историю, как несколько лет назад «прокатили» Аду Роговцеву, она погибала, ей необходима была «Пектораль», и она ее совершенно заслужила. Дали совсем другим людям, и у меня сложилась не очень приятная реакция на эту премию. Но в этом году к нам в театр пришли несколько уважаемых мной театроведов и просили обязательно прийти. Впервые Театр драмы и комедии отмечается киевской театральной премией. Хотя, на мой взгляд, как можно было не включить хотя бы в номинацию на лучший спектакль «Майн Кампф» в постановке Митницкого? Это замечательная работа!
У меня тут мнение совершенно определенное, и я, можно сказать, случайно оказался на церемонии вручения наград. И так, ни с того ни с сего, я получил призы и за лучшую режиссерскую работу, и за весь спектакль да еще актер мой, Владимир Горянский, получил награду за мужскую роль второго плана.
- И Лев Сомов, за пьесу «Горький роман», который вы поставили в мастерской театрального искусства «Сузiр'я».
- Самую большую благодарность я испытываю в этот момент к людям, которые спектакль организовывают и обеспечивают, но сами находятся в тени: к рабочим сцены, костюмерам, гримерам. Мне кажется, для них нужно сделать отдельную номинацию: люди посвящают свою жизнь театру, но их никто не видит и не знает.
- Мне чрезвычайно понравилось, что вы вывели с собой на церемонию награждения директора театра Виктора Петровича Олефиренко и усадили его в почетное кресло.
- Это замечательный человек, он понимает артиста, и, знаете, мы сейчас бедствуем просто, зарплаты все не получаем уже два месяца, двое артистов у меня на репетиции упали в голодный обморок, понимаете? Это надо Кучме сказать, депутатам сказать! Нашей киевской администрации - на лбу написать! он из своего кармана, сам не имея зарплаты, подкармливает актеров! Надо уметь сохранить человечность, несмотря ни на что. Наверное, только тот человек и достоин заниматься театром, который сохранил себя как человек.
Но, знаете, мне сейчас даже стыдно говорить о том, что актеры не получают зарплаты, потому что я знаю: в городских больницах больным не дают питания. Какая может быть зарплата актерам?.. Я не знаю, что спасет эту страну... Поэтому не может быть настоящего праздника сегодня, когда многие люди голодают и нищенствуют.
- Юрий, все-таки расскажите немного о себе.
- Я ученик Митницкого. За свой первый, дебютный, спектакль я тоже был в номинации на «Пектораль». Это было в 1991 году, я стоял на сцене с такими людьми, как Роговцева, Александрович, Пазий, и это, наверное, была моя самая большая победа, пусть я даже ничего тогда не получил. А победил Лесь Подеревянский, талантливый поэт и художник украинский, которого я безумно люблю. Но я был горд уже тем, что стою с ними рядом. Всего я поставил в Киеве уже десять спектаклей: и в Театре на Подоле, и в «Сузiр'ї». «Мелкий бес» по Достоевскому - это мой десятый спектакль, в ближайшие дни состоится его премьера. Театр для меня - это как бы алтарь. Больше ничего иного в моей жизни нет. Но любовь эта - очень горька: полнейшая выкладка каждый день, без зарплаты и отдыха. Вот будет премьера, и я очень волнуюсь, чтобы спектакль состоялся таким, как я его вижу…