UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕЧАЛЬ СЛАВЯНСКОЙ ДУШИ

На минувшей неделе в Киеве прошел популярный фестиваль «Славянский базар». Так бы и написать дальше, что вызывает он неизменный интерес широкой общественности и т.д...

Автор: Екатерина Щеткина

На минувшей неделе в Киеве прошел популярный фестиваль «Славянский базар». Так бы и написать дальше, что вызывает он неизменный интерес широкой общественности и т.д. Но в том-то и дело, что прошел он в этот раз на редкость тихо. Даже скандалы - неизменные спутники масштабных акций в области шоу-бизнеса - были какие-то бледненькие. Даже и не скандалы, а так - скандальчики. Вот так и обо всем фестивале хочется писать с большим количеством уменьшительных суффиксов.

Что же получилось с фестивалем? Ведь, как показывает практика, эта форма общения звезд со зрителем у нас уже достаточно «откатана», любима и накануне президентских выборов особенно актуальна - ни одна мало-мальски заметная акция в области искусства не проходит теперь без скромной приписочки «под патронатом Президента Украины». Что же надо для того, чтобы фестиваль получился? Примерно то же, что необходимо для того, чтобы случилась любовь: чтобы нужные люди в нужное время оказались на нужном месте.

Начнем, пожалуй, с временных характеристик. Время, надо признать, организаторы выбрали самое «жирное» - предельно приближено к выборам. Но это единственное, что оправдывает подобный выбор. Можно было бы начать хотя бы с того, что в один день один любитель пожить красивой жизнью в искусстве должен был напряженно выбирать между пятью (!) фестивалями - и это только в Киеве. И дело не в том, что «фестивальный сезон» - это все-таки лето. Когда у публики достаточно свободного времени и беззаботности - ведь основную массу зрителей таких фестивалей составляет молодежь, которая осенью погрязает в хлопотах и становится гораздо менее восприимчивой к культурной программе. Впрочем, свое относительное равнодушие к почтеннейшей публике «Славянский базар» продемонстрировал еще в прошлом году. И в этот раз ему не только не удалось победить эту тенденцию - фестиваль продемонстрировал весьма слабое представление о том, какова его аудитория в принципе. Вообще программы и состав участников отсылали к «тем, кому за 30», причем уже достаточно ощутимо. Но в то же время центральным звеном фестиваля остался конкурс молодых исполнителей, который как-то не вписывается в эту концепцию.

О месте тоже надо сказать особо - этот вопрос заслуживает внимания уже потому, что фестиваль последнее время стал просто неприлично бродячим. Еще позапрошлый проходил в Витебске, прошлый - в Одессе и Саратове и вот, наконец, в этом году - в Киеве. То есть, конечно, грешу. В Витебске «Славянский базар» сохранился. И именно он претендует на «истинность», поскольку единство места в этих делах значит немало. Те, кто следит за этой историей, могли заметить, что в прошлом году объединенный украино-российский «Базар» выглядел намного презентабельнее, чем витебский, в котором уже тогда стала отчетливо видна местечковость. В этом году, увы, та же участь постигла и наш «Базар», ставший с этого года уже совсем «нашим» - российская сторона была отсечена, как некогда белорусская. И вот на наших глазах один из наиболее привлекательных и влиятельных фестивалей превратился фактически в обыкновенный набор традиционных и в основном не очень интересных концертов. И публика, которая обычно посещала если не все, то по крайней мере очень многие концерты, переходя с площадки на площадку в условиях компактного Витебска или даже не очень компактной Одессы, не сильно жаловала киевские залы фестиваля. И не только потому, что были они начинены не самыми лучшими программами, но и потому, что за обычными заботами как-то оказывалось недосуг. Не было в Киеве фестиваля в полном смысле этого слова - как отдельной планеты, отдельной реальности, что ли. Возникало это фестивальное чувство как-то спорадически и быстро проходило.

Но что там говорить, фестиваль делают в первую очередь люди, которые просто оказываются в означенное время на некоем месте. И вот как раз в области «человеческого фактора» и располагается, как обычно, все самое интересное. Наш «Славянский базар», как мы выяснили, достаточно четко определил, с кем он «не дружит», ограничив свое «славянство» в вопросе организации границами Украины. Но разорвать старые отношения, как выяснилось, бывает несколько легче, чем определиться с новыми. Так с «новым родственником» - фестивалем «Стожары» - «Базар» так до конца и не смог поделиться правами и обязанностями, что сказалось, например, на участниках их совместной акции «Музыка в кино». Возможно, двум фестивалям вместе выжить несколько легче, чем по отдельности, но вряд ли бесконечные взаимные упреки, вызванные взаимной же необязательностью могут помочь в вопросе выживания.

Впрочем, вопросы организации - не самое интересное. Хочется все-таки о высоком, о музыке. И тут, собственно, вынуждены мы вернуться к вопросу теперь уже нашей «местечковости». В этом плане насторожило уже открытие, на котором мы имели возможность чуть ли не в полном составе выслушать так называемую украинскую «традиционную эстраду», несколько оживленную, правда, участием Анатолия Хостикоева и Богдана Бенюка. Не хочется никого обижать, но в подобном начале можно было уже усмотреть общую направленность фестиваля - побольше «своего», побольше «традиции», поменьше энергии и огня. Пусть все будет немного чопорно, «академично», если хотите. А на молодежь работает масса других фестивалей.

Возможно, эта нарочитая «ностальгичность» была неким знаменем фестиваля. Мы, например, смогли услышать старые добрые песни из любимых фильмов. Ну и пускай все прошло на уровне какого-нибудь заводского клуба, ведь это тоже было и местами было даже очень хорошо - приезжали артисты, пели. Правда, сцена Дома кино немного не соответствует представлениям о клубе, но можно ведь и сымитировать. Бедностью оформления, например. В том же ключе прозвучал и Вечер романса, каковой и следует рассматривать, вероятно, как обещанное «вкрапление академической музыки».

И самое интересное - ностальгией отдавал даже конкурс молодых исполнителей. И дело тут, наверное, даже не в том, что во втором туре конкурсанты пели какой-то старый добрый хит. Просто были они почти все ну очень традиционными. Разнообразились они слегка в основном за счет «местного колорита». Да и «молодыми исполнителями» в полном смысле слова их назвать было трудно. У каждого за плечами как минимум участие в нескольких фестивалях и конкурсах, а то и активная гастрольная деятельность. Возраст же «молодых исполнителей» достигал местами тридцати лет. Судите сами.

Правда, именно конкурс молодых исполнителей все-таки вытянул «Базар» на уровень «Славянского», международного. И тянуло со сцены чем-то настолько близким и старым-добрым, настолько это было по-осеннему ностальгично, что зритель время от времени невольно умилялся, вспоминая о «дружбе народов», великой идее славянизма и прочих вещах неактуальных, видимо, даже настолько, чтобы сохранить «Славянский базар» на действительно международном уровне, не подминая под себя все, до чего можно дотянуться. Кроме чувства ностальгии - в том числе по тому, старому, «Базару» - этот фестиваль не разбудил, пожалуй, ничего. Это, правда, странно сочетается с патронатом Президента. А впрочем, он же тоже поет романсы. Да и само чувство ностальгии так близко славянской душе, что вполне можно поставить его во главу угла фестиваля «Славянский базар».