UA / RU
Поддержать ZN.ua

Патриарх Филарет: «ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ УЖЕ В ЭТОМ ГОДУ»

В последнее время тема создания в Украине единой Поместной Православной Церкви получила свое развитие...

Автор: Григорий Далекогляд
В последнее время тема создания в Украине единой Поместной Православной Церкви получила свое развитие. Обсуждение вопроса украинского православия, поднятого в июне на встрече представителей Константинопольского и Московского Патриархатов в Швейцарии, оголило значительные разногласия в оценке путей решения этой проблемы. Русская православная церковь считает Украину канонической территорией РПЦ, а посему настаивает на своей исключительной прерогативе в решении дальнейшей судьбы православия в Украине. В свою очередь, особую позицию занял Константинополь. Он не признаёт законным присоединение Киевской митрополии к Московскому Патриархату в 1686 году и поэтому до сих пор считает Украину своей канонической территорией. В частности, Вселенский Патриарх Варфоломей считает целесообразным объединить Украинские православные церкви и признать автокефалию Поместной Церкви Украины.

Следствием дискуссии стало решение о проведении 15 июля встречи представителей всех заинтересованных сторон, включая представителей украинского правительства, для принятия окончательного решения. Между тем встреча уже перенесена и пройдет после 20 августа, но 18—20 августа в Москве запланировано проведение Архиерейского Собора, где, как ожидается, УПЦ Московского Патриархата будет наделена статусом Автономной.

В Киеве эти намерения воспринимают как попытку России окончательно сорвать процесс объединения Украинской церкви…

— Ваше Святейшество, какие сегодня есть основания надеяться на объединение Украинских православных церквей в Единую Поместную Церковь?

— В этом году мы действительно реально подошли к возможности образования единой Церкви. Во-первых, Президент понял, что нынешнее положение вещей в Церкви вредит делу утверждения Украинского государства. Во-вторых, Вселенский Патриарх также почувствовал, что Украинская церковь — это большая Церковь в семье православных церквей, и она должна получить канонический статус, т.е. должна быть автокефальной. В-третьих, сами украинские церкви уже поняли, что дольше так не может продолжаться.

Все выше перечисленные факторы вместе и дают основания для оптимизма.

Но тут есть и весомый фактор, препятствующий делу — речь идет о Московском Патриархате, которому этот процесс не по нраву, ибо для него это реальная угроза потери большей части приходов. Например, сегодня в Украине свыше девяти тысяч приходов, а в России только семь тысяч. Следовательно, в ходе объединения украинских церквей Московская патриархия теряет значительную часть приходов и не только, а это наносит удар по могуществу и престижу всей Русской церкви. И поэтому она будет противодействовать...

— На какой стадии находится объединительный процесс и какая сегодня степень готовности к такому шагу в самих церквях?

— Во-первых, готов Киевский Патриархат, а это 3270 приходов. Готова также Автокефальная Церковь. Готова и большая часть церквей Московского Патриархата, я не говорю о всём епископате, но, по нашим данным, 60—70 процентов духовенства УПЦ МП выступают за такое объединение. Ну а если говорить о православном украинском народе, то ему уже давно надоели эти споры, вражда, и он, я убежден, хочет иметь единую Церковь...

Конечно, есть приблизительно 30—40 процентов представителей Московского Патриархата, которые будут держаться за Москву, и они пока не пойдут на объединение. Но это временно.

— А как в этой ситуации ведет себя украинская власть, содействует ли она в этом деле и если да, то каким образом?

— Следует сказать, что власть не единодушна в этом вопросе. Есть силы вокруг Президента и на местах, которые поддерживают Московский Патриархат, и не хотят, чтобы ситуация менялась. Существует мнение, что УПЦ МП большая по количеству приходов, а поэтому нужно ориентироваться на нее, обращать больше внимания, потому что от этого зависят выборы. Но вот прошедшие выборы президента показали, что, влияние этой церкви было, мягко говоря, деструктивным, непатриотичным. И поэтому сейчас происходит смена ориентиров самой власти. И не случайно Президент заявил, что Украине нужна Единая Православная Церковь и что государство будет содействовать процессу объединения.

— Как, по вашему мнению, будут развиваться события в России в связи с проведением Архиерейского Собора в Москве? Там якобы планируется осуществить контрход — предоставить УПЦ МП автономию. Может ли такой ход событий повлиять, скажем, на Константинополь и заставить его пересмотреть свою позицию относительно Украины?

— Если на Архиерейском Соборе в Москве этот замысел реализуется, то это, на мой взгляд, не остановит Вселенского Патриарха в решении украинского вопроса. Ведь автономия также нуждается в признании со стороны других православных церквей, как и автокефалия. В этом случае так называемая автономия закрепляет Украинскую церковь за Московским Патриархатом. Автономия УПЦ МП сама по себе ставит Украинскую церковь в зависимость. А Константинопольский Патриарх хочет видеть Украинскую церковь автокефальной, признанной всеми церквями. Думаю, это будет противоречить позиции Константинополя. Для Москвы автономия — это шанс остановить процесс объединения, сорвать его.

— Давайте перейдем к деталям вероятного объединения. Как вы видите этот технически сложный процесс и свое место в нём?

— Во-первых, меня интересует сам факт объединения. Следует объединить все церкви в единую Церковь. А это может произойти только после договоренностей при участии Константинопольского Патриарха, делегации от Украинского государства. Желательно, конечно, чтобы московская делегация также участвовала в этом. Но даже если она и откажется, то, я думаю, процесс не остановить. Если будет достигнута принципиальная договорённость, то после этого нужно созывать Всеукраинский Поместный Собор. В этом Соборе должны принять участие Киевский Патриархат, Украинская Автокефальная Православная Церковь и Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Должны присутствовать не только епископы, но и духовенство, представители духовных школ, монастырей. Думаю, мы должны вернуться к практике соборов Киевской Митрополии, когда представители общественности также участвовали в Соборах. Ибо церковь не отделена от народа, народ через своих наилучших представителей должен участвовать в принятии таких решений.

Что касается моей роли в этом процессе... Пока я не намерен отказываться от дел и буду участвовать в этом процессе. Конечно же, я буду предлагать свою кандидатуру, но кого изберет Поместный Собор, это уже дело Собора.

— Как вы относитесь к идее, высказанной патриархатом УАПЦ, о том, что Патриархом должен быть человек, который ныне не является Патриархом и не олицетворяет руководство ни одной из церквей, т.е. нейтральный человек?

— Я знаю, что уже в течение восьми лет под различными предлогами меня хотят устранить от руководства Церковью только потому, что моя активная деятельность многих не устраивает. И поэтому предлагается, чтобы объединение было, но без Филарета. Я считаю, что это порочный путь, ибо он ведет в никуда. Не утверждаю, что я непременно должен быть Патриархом будущей Церкви, но нужно избрать такую фигуру, которая бы могла вести Церковь и продолжить этот процесс объединения уже внутри. Если есть такая фигура — то пусть выдвигает себя кандидатом, а Собор сам решит, кого выбирать.

— Каким образом можно провести такое сложное объединение и одновременно избежать конфликтов, к примеру, в вопросе разделения приходов?

— Чтобы произошло именно объединение и чтобы в нем были заинтересованы и епископат, и духовенство, нужно подойти к этому вопросу с такой позиции: от объединения никто не должен пострадать. А это значит, что епископы должны остаться на своих кафедрах, а у нас работы для каждого епископа достаточно. В целом по Украине более 60 епископов и более 9 000 приходов, и если разделить такое количество приходов на 60 архиереев, то будет достаточно места всем. Кроме того, заинтересовано и озабочено в какой-то мере и само духовенство — останется ли оно на своих приходах или произойдет какое-то перемещение, снятие одних и назначение других. По моему мнению, каждый священник должен остаться на своём приходе, служить Богу далее. Но служение это будет в объединенной, единой Украинской Православной Церкви.

— Тут есть один нюанс, если часть прихожан в одном отдельном приходе не согласится с идеей объединения. Вы не боитесь, что приходы могут расколоться на этой почве?

— Конечно, есть такая опасность. Часть приходов и часть епископов не пойдут на разъединение с Московским Патриархатом, но в процессе объединения нельзя применять давление или, не дай Бог, силовые методы. Это нужно сразу исключать. Силовые методы могут только осложнить религиозную ситуацию в Украине. Поэтому приходы, которые не пожелают присоединиться к единой Церкви, должны сохранить свой статус. Впоследствии они поймут, что лучше быть в единой Церкви, и со временем могут присоединиться. Но насилия и давления не должно быть.

— Вернемся к теме признания Украинской Поместной Церкви. Кто уже сегодня готов признать такое образование, а кто против?

— Конечно, за Вселенским Патриархом пойдут все греческие церкви. И не только греческие. Думаю, Румынская и Грузинская, которая сочувствует судьбе Украинской церкви. Естественно, Московский Патриарх будет против, а также поместные церкви, стоящие на его стороне. К примеру, та же Сербская церковь... Я не знаю, какую позицию займет Болгарская церковь, но подавляющее большинство будет на стороне Вселенского Патриарха.

Тут можно судить по отношению церквей к актам провозглашения автокефалий со стороны Московского Патриарха, например, со стороны американской церкви. Уже 30 лет она независима, но её, кроме Московского Патриарха, Болгарской церкви и еще нескольких никто не признает, потому что не признал Вселенский Патриарх. А здесь может произойти наоборот, поскольку Вселенский Патриарх будет «за» и подавляющее большинство будет с ним.

— Давайте вернемся к началу разговора. Насколько реальна, по вашему мнению, информация о намерении Московского Патриархата предоставить УПЦ МП автономию?

— Такая информация действительно есть, но я не уверен, согласятся ли все архиереи на эту автономию. Они говорят, что будет что-то неожиданное. Я думаю, что «неожиданностью» может быть только попытка реализовать этот план.

— Я хотел бы перейти к теме роли Церкви в государстве. Вам не кажется, что сегодня роль Церкви не очень активная? Имеете ли вы намерение эту ситуацию переломить?

— Роль Церкви должна быть активной. Сегодня она пассивная, потому что идет противостояние в самом православии. Если Церковь будет едина, то, во-первых, укрепится ее влияние на возрождение духовности в Украине. Во-вторых, Церковь повлияет положительно и на процесс консолидации украинского общества. Сегодня мы имеем противостояние по принципу Восток—Запад, и Церковь может содействовать объединению. В-третьих, создание единой Церкви прекратит все спекуляции о создании славянских союзов. Кроме того, образование единой Церкви поставит заслон проникновению в наше общество тоталитарных сект, которые сейчас, пользуясь противостоянием в православии, набирают в Украине силу.

— Вы говорили об этом прямо Президенту?

— Да, я имел с ним разговор. Он говорил не только со мной, но и с другими высокими должностными лицами об объединении украинского православия. И Президент хорошо понимает пользу от объединения для Украинского государства.

— Вы для себя определились относительно сроков создания Единой Поместной Церкви, когда мы можем ожидать первых реальных шагов в этом направлении?

— Это может произойти в 2000 году, я имею в виду сам акт объединения. И в этом же году может быть созван Собор, и в этом же году может быть признана автокефалия Украинской церкви. Но не всего украинского православия. А вот процесс присоединения к этой, уже признанной автокефалии может быть постепенным — пять и даже больше лет. Но, безусловно, когда Украинская Автокефальная Церковь будет признана, к ней потянутся все другие, ибо пользу для себя будут иметь в единении, а не в раздоре.

Интервью провел Григорий ДАЛЕКОГЛЯД