UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРТЕР НА ПЛОЩАДИ

По всему миру на сегодняшний день существует более восьми тысяч профессиональных уличных театров...

Автор: Ольга Стельмашевская

По всему миру на сегодняшний день существует более восьми тысяч профессиональных уличных театров. Когда в Австралии зима, они едут в Европу, и наоборот. В Украине всего два профессиональных уличных театра. В этом году художественный руководитель духовного театра «Воскресение», директор фестиваля «Золотой Лев» Ярослав Федоришин предложил городу свой оригинальный сценарий празднования 745-й годовщины Львова. Ключевая роль в нем отводилась первому Международному фестивалю уличных театров «Золотой Лев на улице». Мэрия приняла этот сценарный ход, и праздник города украсился модным, современным и очень зрелищным действом.

Ярослав Федоришин мечтал привезти в Украину не только знаменитые европейские труппы, но даже гостей из Африки и Австралии. Но уличный спектакль стоит вдвое дороже спектакля, поставленного на сцене. Ведь у последнего другие масштабы и нет тех сногсшибательных эффектов, феерии огня и пиротехники. Поэтому на первый фестиваль во Львов приехали пока только поляки и Киевский экспериментальный театр под управлением Анатолия Петрова. Но и этим «ограниченным контингентом» удалось привести львовян и гостей в неописуемый восторг.

Только карнавалов за пять дней праздника было четыре: карнавал-открытие, карнавальное шествие клоунов «Театр для людей», вечерний огненный карнавал и пиротехническое шоу, карнавал-закрытие, в котором приняли участие и горожане.

Театр анимации из польского города Еленя Гура показал на радость детям симпатичный спектакль «Из жизни бегемотов» с большими мультяшными куклами. А Правдивый театр из города Белява под бой барабанов в ярком пламени огня укрощал Львов метафоричным действом «Последний марш». Уличный театр Четырех Элементов из города Хойнице, также преодолевая стихию дождя и зрительского удивления, показал два спектакля — «Жернова времени» и «Вавилониум». Один за другим сменялись визуальные образы в сопровождении прекрасной классической музыки — одновременно и узнаваемой, и создающей новый ассоциативный ряд. Подростки-актеры рассуждали на взрослые темы — наивно и трогательно, бесстрашно и просто.

Но лучшими оказались наши артисты, досконально освоившие азбуку уличного театра. Кроме спектаклей «Прощай, тысячелетие» и «Путешествие героя» львовский театр «Воскресенье» показал премьеру, приуроченную к еще одной дате — 800-летию основателя города Львова Данилы Галицкого. Этот спектакль был сыгран во дворе перед городским Арсеналом, на фоне древних стен. В ярком кинематографичном исполнении Владимира Колчинского Данила Галицкий предстал зрителям и аристократом, и мужем, и героем. Сам директор фестиваля колоритно сыграл правителя басурман, привезших в дар новому городу и его основателю своих прекрасных наложниц. А режиссер спектакля Алла Федоришин, не ограничившись ролью постановщика и художника по костюмам, виртуозно танцевала на ходулях безумный танец огня и страсти.

Финал фестиваля ознаменовался премьерным для львовян спектаклем польского режиссера Ежи Зоня «Мазепа». Этот проект, созданный артистами из Львова, Киева и Кракова, уже видели краковчане и киевляне на День Независимости. Львовянам повезло, наверное, больше всех: они увидели спектакль в отточенном репетициями и временем виде.

Поделюсь одним наблюдением: фестиваль уличных театров во Львове оттянул публику с традиционного для подобных общегородских мероприятий рок-концерта. Значит, не зря Федоришин затеял это трудоемкое и рискованное дело. Оно и понятно, «карнавал или уличный спектакль — это мир наизнанку, это театр, выплеснувшийся на улицу и ворвавшийся в жизнь каждого, это освобождение от обыденности и апофеоз праздничного бытия».