UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРКОВЫЕ СУДЬБЫ

Каждый киевлянин знает Владимирскую горку. Из ажурной чугунной беседки, расположенной в восточной части Старокиевской горы, открывается великолепный вид на Днепр, Подол, Труханов остров, Дарницу...

Автор: Эдуард Кремень

Каждый киевлянин знает Владимирскую горку. Из ажурной чугунной беседки, расположенной в восточной части Старокиевской горы, открывается великолепный вид на Днепр, Подол, Труханов остров, Дарницу. А в ясный день видны даже жилые дома Броваров. Здешний воздух выгодно отличается от того, который вдыхаешь на Подоле (если поднимался фуникулером) или в районе Большой Житомирской (если прибыл тролейбусом). Зимой сюда приходят, чтобы побаловать детей восхитительным санным спуском на среднюю трассу. Ранней весной сюда приходят киевляне, чтобы полюбоваться ледоходом на Днепре, а когда деревья покрываются листвой, ее шелест помогает влюбленным находить нужные слова... Здесь сохранилась первобытная природа и ощущение седой старины. Сюда, наверняка приходили наши деды и прадеды с молодыми тогда еще бабушками и прабабушками. Мы должны благодарить их за то, что они сохранили для нас неприкосновенность этого парка от доморощенных «татар» — киевских толстосумов, многим из которых тоже очень нравилось это место. И вот как это было.

В 1839 г. военный инженер Лешевский разработал проект благоустройства крутых склонов горы, чтобы предотвратить возможные сдвиги и оползни. Работы финансировались мэрией города и начались в 1840 г. Верхняя терраса была спланирована на уровне Михайловского монастыря, средняя предназначалась для монумента князя Владимира, нижняя представляла собой огибающую подножие горы дорогу от Крещатика до Подола. Сложные дренажные работы и укрепление склонов длились достаточно долго, завершившись в 1849 г. Началось строительство монумента, 28 сентября (10 октября) 1853 г. состоялось торжественное открытие величественного памятника святому Владимиру. А в день св.Владимира (15 июня) от памятника до колонны над источником живительной воды возле набережного шоссе устраивались крестные ходы, привлекавшие толпы народа.

Юго-восточная часть верхней террасы Владимирской горки, засаженная молодыми деревьями, была хорошо спланирована и многим предприимчивым людям представлялась перспективной строительной площадкой. Киевские купцы проявили здоровую коммерческую инициативу — предложили городской Думе возвести здесь здание коммерческого училища. Поскольку купечество было хорошо представлено в этом выборном органе городского самоуправления и умело влиять на ход событий, городская Дума приняла положительное решение о начале строительства. Площадку разметили, оградили, начали завозить материалы. Казалось — возведение здания в парке неизбежно. Но... случилось непредвиденное.

Газета «Киевское слово» опубликовала статью об этой инициативе предпринимателей, автор которой писал: «Любят киевляне эту гору — истинную красу Киева, но пальцем о палец не ударят, чтобы как-нибудь оградить ее от бесцеремонных посягательств...» Публикация всколыхнула горожан. В редакцию начали приходить многочисленные письма. При сложившейся ситуации, коммерсанты сочли целесообразным отступить. Купечество очень ценило свое реноме, не хотело терять лицо и почетное звание «отцов города». Застройщики отказались от возведения в парке здания училища, мотивируя отказ «недостаточными размерами площадки». Это происходило в 1897 г.

Прошло всего одно столетие. Сменилось только три поколения. Но два последних жили в особых условиях. На протяжении 70 лет словом и делом из мыслящих людей пытались сделать стандартных «винтиков государственной машины». Да и в настоящее время продолжается популяризация понятия «середній українець» или «пересічний громадянин». Т.е. тот, кто знает свое место и не встревает в политические, градостроительные и прочие мероприятия крупного масштаба. А ведь инициативы «купеческого» типа не иссякают.

Мэр города, не оглядываясь на историю, а может быть, и не заглядывая в нее, под шумок «реконструкции Мариинского парка» благословил строительство на его территории высотного жилого здания с встроенными офисными помещениями и подземным паркингом. При реконструкции полностью уничтожена одна аллея бывшего парка, выкорчевано около 800 деревьев. На южной оконечности парка возведены ограждения зоны строительства. Вместо бывшего одноэтажного деревянного домика садовника на склоне Днепра будет воздвигнут высотный отельно-офисный комплекс. Проект сооружения до сих пор не опубликован. Общественностью не обсуждался. Протесты жителей микрорайона во все инстанции заканчиваются формальными отписками государственных чиновников. Территория Голосеевского парка, где растут уникальные 1000-летние дубы, сокращена на 1/3 своей былой площади. На «освобожденной» территории возведены бензоколонки, рестораны, дачи. Там же работают три частные лесопилки, ежедневно вывозятся пиломатериалы для отделки интерьеров особняков и производства элитной мебели. Территория заповедника не охраняется или охраняется преимущественно от общественного контроля. Комитет спасения Голосеевского парка неоднократно выступал в прессе по этому поводу, но... наступление на парк городских властей и заинтересованных в строительных площадках лиц успешно продолжается. Киевское купечество XIX века могло бы только позавидовать привольным условиям работы своих последователей и преемников.

2003 год был публично объявлен мэром «годом парков». Действительно, по многим причинам парки — очень удобный объект хозяйственной деятельности. Во-первых, они находятся в юрисдикции городских властей и ими можно «законно» распоряжаться. Во-вторых, работы по реконструкции оплачиваются в пять раз лучше, чем обычные строительные работы, а это — несомненный плюс и для рабочих всех близлежащих сел и особенно для владельцев строительных компаний. В-третьих, парки выгодны своим центральным расположением, близостью к готовым коммуникациям, т.е. более высокими дивидендами акционеров будущих бизнес-центров, гостиниц и игорных домов. Да и за жилье в парковой зоне можно получить больше, чем на любой окраине города.

Дошла очередь и до мемориального парка бывшего президента Академии наук Украины А.А.Богомольца, в котором находится его могила. Одним росчерком пера чиновников мэрии часть территории парка переводится в разряд «земель запаса», потом передается обществу с ограниченной ответственностью «Житлоінвест» для возведения элитного жилого дома с подземным паркингом. Никого не волнует, что в этом парке собрано около тысячи различных пород деревьев и кустов, завезенных из разных стран, здесь растут и реликтовые деревья — гинкго, и редчайшие породы — пробковое дерево, софора японская, иудейское дерево, всего и не перечислишь. Закрыть им солнце высотным зданием — верная гибель. Парк является единственной детской площадкой микрорайона, ежедневно в нем отдыхают сотни людей. Иностранные делегации посещают могилу ученого, создавшего славу украинской науки. Более 1500 подписей стоит под коллективным протестом жителей микрорайона против строительства жилого дома на южном склоне парка. А наступление продолжается. И это, несмотря на то что еще в прежние годы постановлением Кабинета министров Украины парк А.А.Богомольца объявлен мемориальным, т.е. отнесен к охранной зоне первой категории, где любое строительство запрещено. На входе в парк красуется табличка «Охороняється державою». Прокурор города опротестовал решение горадминистрации, квалифицируя его как незаконное. А депутаты Киевского городского совета и их председатель сами создают себе законы и отклоняют протест, настаивая на строительстве.

Так кому же должны верить граждане Украины?

Верховной Раде, которая создает прекрасные законы? Кабинету министров, который выносит необходимые постановления? Прокуратуре, стоящей на страже законности? Или столичной администрации, которая имеет свою точку зрения обо всем перечисленном?

Создается впечатление, что вирус «золотой лихорадки» пересек океан и получил прописку в Киеве. Правда, немного изменилась его специализация. Возможно, пора присвоить ему более соответствующее название, например, «вирус уплотнительной застройки». Благо первый заместитель председателя — бывший главврач Центральной городской больницы создал потрясающий профессиональный прецедент — активно поддержал передачу 2/3 территории больницы под коммерческую застройку. Медицина потерпит, а вот застройщикам очень нужны новые площадки. И именно в центре города. А зелень крутых склонов Киевского холма можно заменить другой зеленью. Что, искусственная зелень не дает кислорода? Купим!

Нынешнее состояние чиновничьего беспредела, скорее всего, закончится только тогда, когда киевляне сумеют вернуться к уровню гражданского сознания наших предков. Сто лет тому своими письмами они отстояли Владимирскую горку от посягательств городского купечества, имеющего ныне еще более активных наследников.