или Новая французская революция в танцевальной музыке
Сегодня самая горячая тема в Париже - местный хаус. Вскормленный традициями французской авангардной электроники и популярный во всем мире этот стиль в интерпретации молодых представителей парижской новой волны стал настоящей музыкой haute couture.
Собираясь в первый раз в Париж (это был уже 1995 год), я вдруг неожиданно для себя обнаружил, что почти ничего не знаю о современной французской электронике, не говоря уже о местной данс-культуре, которая уже давно там существовала, но на международном уровне явно находилась в тени англо-американской или немецкой. Московские ди-джеи постоянно упоминали Лорана Гарнье, единственного в то время известного техно-представителя Франции. Любители хип-хопа слушали рэппера MC Solar. Дискоманы со стажем, естественно, вспоминали эпохальный альбом «Oxygene» Жана-Мишеля Жарра и композицию «Magic Fly» популярной в конце 70-х в Европе и особенно в СССР группы Space. Вот, пожалуй, и все.
А тем временем во Франции (главным образом, в Париже) сформировалась мощная волна новой электронной музыки, которая охватывала практически все актуальные направления молодежной культуры 90-х. Открытие новых клубов и создание независимых лэйблов, ориентированных как на своих, так и на зарубежных артистов, плюс повышенное внимание со стороны мейджоров привели к тому, что хорошая французская музыка после долгого перерыва снова вышла на международный уровень. Однако главные составляющие успеха - это не столько умелая организация дела, сколько природный французский вкус и тонкое соединение современных стилей с уникальными традициями местной музыкальной культуры. Мало кто знает, что первые в мире эксперименты в области конкретной, пространственной и электронной музыки свое реальное воплощение получили именно во Франции. Такие люди, как Pierre Schaeffer, Edgard Varese, Pierre Henry, Jean-Jacques Perray, фактически стояли у истоков многих современных направлений - амбиента или easy listening.
В свою очередь знаменитый авангардный композитор Пьер Булез организовал уникальный исследовательский центр IRCAM, который занимается разработками в области записи и воспроизведения звука, компьютерных программ, педагогикой и производством электроакустической музыки. Собственно, все современные электронщики в той или иной степени пользуются достижениями этого центра. Кстати, музыка французских экспериментаторов регулярно звучала в кино, на показах мод, в специализированных кафе и на пластинках. Сейчас все это переживает второе рождение, превращаясь в объект настоящего культа среди ди-джеев, музыкантов и дизайнеров. Другой важный источник, из которого черпают идеи молодые французские музыканты, - это, конечно же, классическая музыка. Равель, Дебюсси и особенно Эрик Сати оказали огромное влияние, например, на мастеров инструментальной киномузыки Мишеля Леграна и Франсиса Лэя, которые сейчас вновь входят в моду благодаря некоторым проектам и ди-джеям, сэмплирующим или воспроизводящим стилистику этих композиторов (или музыку тех же самых классиков). И, пожалуй, еще один существенный компонент, о котором не следует забывать, - это французский джаз. Сейчас трудно вспомнить имена известных джазменов прошлого, за исключением Бориса Виана, ставшего знаменитым писателем (при этом Виан в свое время считался одним из лучших джазовых саксофонистов Франции), однако почувствовать джазовый угар Латинского квартала можно не только по книгам, скажем, Генри Миллера или Хемингуэя, но и благодаря молодым французским музыкантам, смешивающим джазовые традиции с электроникой.
Франция вообще очень многонациональна. Особенно много выходцев из Африки, что также неминуемо накладывает отпечаток на местную музыкальную жизнь. Считается, что где-то в конце 80-х Лоран Гарнье завез из Америки хаус, который сразу же понравился парижской молодежи. Лэйбл Гарнье F.Communications стал пропагандировать Shazz, Lady B и Saint Germain. Истинным же лицом французской хаус-культуры за границей стал Dimitri from Paris благодаря своему суперуспешному альбому Sacrebleu (1996) и 12-дюймовке (1995) Ecquisses, выпущенным парижским лэйблом Yellow Productions. В своем альбоме Dimitri соединил хаус с элементами классического шансона, латиноамериканскими ритмами и музыкальными темами из кино. Вся эта отлично смикшировання смесь замечательно отражает панораму парижской жизни. Автор альбома (грек по происхождению) вот уже лет десять является преуспевающим ди-джеем и продюсером, часто работает на показах мод и выступает в клубах по всему миру.
Другой проект, продвигающий французский стиль во всем мире, - это Motorbass (Etienne de Crecy, Philippe Zdar). Их лэйбл Solid и компиляция Super-discount стали широко известными, что дало возможность прославиться и другим хорошим артистам - таким, например, как Alеx Gorher. Заслуживает внимания и сотрудничество Этьена де Креси с проектом Air (Nicolas Godin, Jean Benoit), на который повлияла музыка знаменитого французского композитора, поэта и певца Serge Gainsbourg. Мне же их релизы «Modular» (Mo'Wax) и «Casanova 70» (Solid Source/Lab) по саунду и концепции напоминают добротное ретро на фоне облегченного хип-хопа. Мягкая инструментальная психоделия Air в духе софт-рока начала 70-х замечательно звучит в чилаутах и стильных кафе.
Кроме Air, новый парижский лэйбл Sourct Lab сейчас продвигает более молодые, но весьма перспективне с точки зрения танц-пола проекты. Музыка от Source - это смесь хауса и хип-хопа, джаза и диско, соул и фанка, немного эксцентричная, но довольно веселая и динамичная, отлично приспособленная для клубов Fantom, Mozesli, Dj Galliano - эти имена наверняка станут широко популярными и в России.
Французские продюсеры не боятся эклектики. Наоборот, они поощряют эксперименты со стилями, не забывая, конечно, и о коммерческом результате. Кульминацией такого подхода стал оглушительный международный успех дуэта Daft Punk. Их прошлогодний альбом «Homework», а также многочисленные синглы с ремиксами и сольными проектами участников (Roule, Trankilou) расходились миллионными тиражами.
Франция хороша не только хаус-проектами, но и многочисленными музыкантами других актуальных направлений. Техно - это, конечно же, легендарный Гарнье, его более молодые коллеги Scan X, Эмануэль Топ, Стефанович, Freon, Dj Aquarium. Трип-хоп представлен суперпопулярными Dj Cam (его альбом «Substances» был очень успешным в 1997 году), The Mighty Bop, Fresh Lab. Брейк-бит, фанк, джаз-бит и т.д. - это Ollano Zend Ayesta, Buzz Bomb, Junglist Posse, клиенты лэйбла Respect. Хардкор тоже имеет своих международных звезд -Laurent Ho и Manu Le Malin. Лэйбл Radikal Groov, издававший раньше в основном хардкор и жесткое техно, сейчас стал одним из самых рьяных пропагандистов old school disco и новых универсальных проектов (Kulk, например). Под мягкий ритмизированный амбиент Elegia и Nova Nova приятно пить кофе, писать тексты и поглядывать на стройные ножки проходящих мимо девушек. А под электронно-ритмические эксперименты Eric Pajot, Minimal Sunrise, Ultra Milkmaids хорошо заниматься сексом, если ваша партнерша не может обойтись без посторонних звуков (шум дождя, жужжание насекомых, грохот взрываемой аппаратуры). И рекомендуем почаще менять позы: сбив ритма не располагает к размеренному сексу.
Кроме Парижа французскую новую музыку делают, конечно, и в других городах. На музыкальную арену сейчас выходят Гренобль и Марсель в лице Dj Jack (Ozone), одного из лучших французских ди-джеев в стиле техно-хаус.
Кульминацией молодежной жизни (особенно для профессионалов) стал международный слет под названием MIX MOVE. Эта ежегодная конференция-ярмарка собирает уникальный состав ди-джеев, музыкантов, издателей, производителей электронного оборудования и журналистов, которые обмениваются опытом и информацией, не говоря уже о вечеринках, акциях и перфомансах.
Можно еще долго перечислять имена, названия и факты, но лучше, конечно, слушать и видеть все самому, тем более, что такая возможность у нас давно есть. И еще у нас есть надежда, что то же самое будет происходить и здесь, и не только в районе Садового кольца или Казантипа.
(«Птюч»)