UA / RU
Поддержать ZN.ua

Параска и Независимость

На Ивано-Франковщине в селе Чернятин живет и творит удивительная украинская художница. Ее произведения по уровню мастерства и образной уникальности сравнивают с шедеврами Екатерины Билокур, Марии Приймаченко. 82-летняя Параска Хома - самобытный мастер. Это женщина, судьба которой переплелась со сложнейшими историческими испытаниями, но ничто не сломало в ее душе независимость внутреннюю, жажду к творческой свободе, к расцвету сказочной фантазии. Такая фантазия щедро разлита в картинах, на которых пылают разноцветными красками ее цветы.

Автор: Оксана ЗАГАКАЙЛО

На Ивано-Франковщине в селе Чернятин живет и творит удивительная украинская художница. Ее произведения по уровню мастерства и образной уникальности сравнивают с шедеврами Екатерины Билокур, Марии Приймаченко. 82-летняя Параска Хома - самобытный мастер. Это женщина, судьба которой переплелась со сложнейшими историческими испытаниями, но ничто не сломало в ее душе независимость внутреннюю, жажду к творческой свободе, к расцвету сказочной фантазии. Такая фантазия щедро разлита в картинах, на которых пылают разноцветными красками ее цветы.

Журналиста столичного издания Параска Петровна встречает на пороге своей сельской хаты - искренне, приветливо. Разговор сразу же заходит о творчестве. Однако Параска тяжело вздыхает, теперь ее
пенсии, которая составляет 1200 грн, не хватает даже на лекарство, что уж там говорить о материалах для живописи, на которые также безумно подскочили цены.

Но не рисовать художница не может. Говорит, что плохо чувствует себя без любимого дела. Поэтому последние свои рисунки делает... на обертке от пиццы!

Проблемы с нехваткой материалов у мастерицы возникали часто. Не находит слов признательности для незнакомого мужчины, который приехал к Параске Хоме купить несколько рисунков, а потом вернулся с подарком - 300 картонными листами, из которых изготовляли коробки для обуви. (Было это еще в далеких 1980-х; картин на этом картоне нарисовала немало).

Свой сказочный независимый мир выдающаяся художница создает в родительском доме, в своей маленькой комнатке. На импровизированном "столе". На кровать ставит коробку, накрывает ее деревоволокнистой плитой. На этом "столе", если позволяет здоровье, ежедневно в шесть часов утра гуашью или акварелью начинает выводить левой рукой будущие шедевры...

Таким образом, в течение более 40 лет мастерица нарисовала на бумаге гуашью и акварелью свыше 5 тыс. произведений! Что уникально: на всех показала красоту родной земли, ее историю, судьбу украинцев образами-символами - декоративными цветами и птицами.

Она приняла за основу любимые георгины, пионы, маки, хризантемы... и нарисовала их в авторской интерпретации. Все варианты разные, что свидетельствует о незаурядном даре декоративного переосмысления природы. Тем более что нигде не изучала рисование. "Я училась у природы, у себя", - говорит Параска Хома.

В фантастических цветах, птицах, их стилевом компоновании - необычность и свежесть.

Художница Параска Хома рисует жизнеутверждающими, яркими, светлыми красками. Только на нескольких картинах есть элемент черного. Хотя сюжеты рисунков довольно часто трагические. В частности, посвятила картины братьям, погибшим на войне. На них - "строгие" георгины с искореженными листьями.

Есть у мастерицы рисунок, на котором она передала сюжет поэзии Дмитрия Луценко "А мати ходить на курган". "Не видно могилы - только красные гвоздики. Над ними склоненные желтые розы как символ разлуки дорогих сыновей с изнуренной старенькой матерью", - говорит Параска Хома.

Воплощает мастерица декоративную роспись в рисунки и тексты песен. Есть у нее рисунки к одноименным "Червоній руті" Владимира Ивасюка, "Снігу на зеленому листі", "Ясенам" Александра Билаша, "Знову цвітуть каштани" Георгия Майбороды, "Чорнобривцям" Владимира Верменича…

Никогда в ее произведениях не объединяются цветы, милующие глаз в разное время года.

***

Украина впервые открыла для себя талант уникальной мастерицы декоративной росписи в 1968 г. Сын Параски Ярослав учился в Косовском художественном училище прикладного искусства. Именно у него художник Юлиан Савко увидел работы искусницы и попросил познакомить с матерью.

"Юлиан Савко приехал в
с. Чернятин. Тогда было время жатвы, я должна была идти работать. Но он сказал рисовать. А сам вместе с сыном пошел выполнять вместо меня работу в поле", - вспоминает Параска Хома.

Тогда она нарисовала более 60 картин. И художник Юлиан Савко показал их директору Львовской галереи искусств, уже покойному Борису Возницкому, и украинскому искусствоведу Владимиру Овсийчуку. Они, пораженные уникальностью работ, организовали первую персональную выставку картин Параски Хомы во Львове. По состоянию здоровья сама автор на открытии быть не смогла.

Со Львова картины повезли выставлять в Музей Тараса Шевченко в Киеве. Еще тогда мастера говорили художнице, что она достойна Шевченковской премии, которую не получила до сих пор.

Спустя некоторое время ее работы увидели Канев, Ивано-Франковск, Коломыя, Запорожье, Хмельницкий, Москва, Ленинград.

В целом, на протяжении более 40 лет состоялось около
30 ее персональных выставок. Многие из них из-за болезни Параска Хома не смогла увидеть.

В 1973 г. художнице присвоили звание "Заслуженный мастер народного творчества".

Впоследствии она стала лауреатом Всеукраинской премии им. Екатерины Билокур, получила награду им. Ярослава Лукавецкого. Уже во времена независимой Украины награждена орденами княгини Ольги ІІІ и ІІ степеней.

Но, несмотря на многочисленные заслуги, уникальная мастерица не стала богатой. Параска Хома вспоминает, что при советской власти ее выставки сразу выкупали. За три экспозиции платили по 5 тыс. руб. Государство оценивало один рисунок суммой от 35 до 50 руб.

Разные искусствоведы интерпретируют творчество Параски Хомы, выраженное в ярких, светлых, оптимистичных цветах и птицах, как внутренний протест против ударов судьбы, как освобождение от напряжения, как самоосознание внутренней независимости, творческого достоинства, абсолютной художественной свободы.

***

Жизнь ее хорошо закалила.

В семье росло семеро детей. Параска Хома была пятой по возрасту. Работал только отец. Мать тяжело болела. Поля у них не было - только 25 соток огорода. Бедствовали ужасно.

Из различных воспоминаний Параски Хомы, которыми она делится с ZN.UA, ярко отличается жизнерадостный момент. Шестилетним ребенком она играла роль в спектакле. За качественную работу получила подарок - карандаши. Это был фантастический подарок для нее!

Позже ровесники пошли в школу, а Параске не было во что одеться. Родители решили: не будет учиться! Власть за такое решение наказала. Поэтому зимой пришлось обмотать ребенку ноги скатертью, обуть в тапки, дать две тетради, карандаш и отправить на учебу.

"У меня не было ни одного учебника! Все запоминала. Как привели меня в класс, то ученик писал слово "хата", т.е. уже заканчивали изучать азбуку", - вспоминает Параска.

Чтобы приобрести себе книги для второго класса, работала у соседей - делала снопы из ячменя. Так закончила четыре класса. Позже заболела менингитом. Со временем пришлось оставить учебу.

В 1946 г. пережила страшный голод. Каждый день вместе с сестрой проходила 12 км, чтобы принести банку жентицы - сыворотки из овечьего молока. Дома ею заливали сорняк или крапиву, так и выжили.

Уже с 14-летнего возраста работала в колхозе в звене. Еще через два года устроилась анализатором качества молока - проходила пять сел пешком.

В 1950 г. умерла мать, а отец сразу женился на другой женщине. Мачеха разогнала пасынков.

Вышла замуж. Но семья мужа не приняла "убогую Параску" в дом. И новообразованная семья перебивалась по соседским жилищам. Там и подросли трое сыновей, родившихся год за годом.

Со временем построили хату. В ней в центре села Чернятин и рисует свои особые цветы и птицы Параска. Уже нет рядом мужа, с которым вырастила троих сыновей. Но сердце радуют девять внуков. Есть и правнуки.

…Она довольно бодрая, несмотря на ежедневное посещение больницы. От нее все чаще можно услышать: "Я знаю, что оставлю после себя только то, что сделала, а не то, о чем мечтала или болела".

На вопрос о мечтах отвечает, что хочет успеть нарисовать еще несколько рисунков, так как есть на чем: на днях представители местной власти с участием фотокорреспондента довольно неожиданно, после продолжительного забвения, именно в день нашего интервью привезли художнице десяток листов бумаги.

Уже после своего 80-летия, незадолго до начала Революции достоинства, видятся и рисуются Параске Хоме на удивление печальные цветы. Но она верит в счастливое будущее Украины. "Олигархи разваливают государство изнутри. Путин - извне. Но Россия - это тоже люди, которые сопротивляются захватнической политике. А сейчас мне сильно страшно, потому что молодые настоящие украинцы ежедневно погибают, а другие ведут разгульную жизнь, пьянствуют, бездельничают. Нет правды в мире..." - вздыхает мастерица.

Впрочем, ее правда, ее оптимизм, ее вера в светлое будущее родной земли - в ее же картинах, которые рождаются на обертке от пиццы, иногда - на специальных листах. Мир Параски, ее внутренняя независимость прорастают в каждом цветочке, который раскрывает свои лепестки и дарит надежду.