| ||
Памятник Независимости |
Формально только два из них непосредственно связаны с празднованием Дня Независимости: собственно памятник Независимости (архитектор Юрий Спасов, скульптор Александр Ридный) и памятник футбольному мячу, открытие которых состоялось 24 августа нынешнего года. Памятник, посвященный независимости Украины, увенчал собою наконец-то благоустроенную площадь Розы Люксембург (бывшая Павловская). Торжественная церемония его открытия, зеркально отражающая подобное же мероприятие, проходившее в Киеве, была праздничной и многолюдной. Но и вопросы, связанные со смысловым содержанием данного сооружения, возникли сразу же среди самых разных слоев населения. Конечно, совсем не обязательно усматривать в фигуре сокола, венчающего «александрийскую» колонну, перевернутый трезубец, в общем стиле памятника — фаллическую символику, или ловить за хвост другие уходящие ассоциации такого же рода. Произведение искусства никогда не бывает безупречным с точки зрения публичного восприятия, если это — произведение искусства. Харьковский памятник Независимости гармонично вписался в архитектурный комплекс площади (не только стилистически, но и цветово), и поскольку место, где он расположен, является одним из центральных транспортных узлов города, то он еще долго будет приковывать к себе внимание как харьковчан, так и приезжих.
Памятник футбольному мячу, находящийся в саду им. Шевченко недалеко от памятника Кобзарю, уникален по своему замыслу (идея проекта и дизайнерское решение главного художника Харькова, начальника Бюро рекламы, информации и благоустройства городской среды горисполкома Светланы Дуденко, скульптурная форма Олега Шевчука, архитектурно-планировочное решение Владимира Тишевского) и в то же время традиционен для культурологического контекста самого города. Можно сказать, что непреходящая любовь харьковчан к команде «Металлист» нашла свое метафорическое выражение в камне.
Появление двух других памятников напрямую не связано с празднованием десятилетия независимости Украины, но вписывается в некий общий контекст наших дней. Это скульптура Иисуса Христа, установленная во дворе Покровского монастыря, и фигура отца Федора из «Двенадцати стульев» возле Южного вокзала (идея руководителя видеоканала «1-я столица» К.Кеворкяна). Разделенные несколькими районами города, они, тем не менее, находятся на одной прямой, и это весьма символично. Дорога от отца Федора к Иисусу Христу — это путь, который проходит каждая человеческая душа и вся наша культура в целом. Не стоит только забывать, что движение по этой дороге открыто в обе стороны...
Вот такие архитектурные новинки украсили собой улицы и парки города Харькова летом 2001 года. Четырехугольная парадигма независимой украинской культуры, возможно, все еще эклектична, все еще несовершенна и несвободна, но она уже существует. И это — факт, ставший с 24 августа историческим.