UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парадиз шанхайской «сборки». «Лебединое озеро» по-китайски представили в Киеве

Говорят, что китайское «Лебединое озеро» было задумано в Монте-Карло после успеха на цирковом конкурсе номера «Лебедь с Востока»...

Автор: Александр Чепалов

Говорят, что китайское «Лебединое озеро» было задумано в Монте-Карло после успеха на цирковом конкурсе номера «Лебедь с Востока». Его недавно показывали по телевидению. Это своего рода шедевр парной акробатики, построенный на неимоверном чувстве равновесия, гибкости и растяжки. Номер длится минут пять, а шоу, которое поставила хореограф Жао-Минг для труппы «Гуангдунг» из Шанхая под руководством Нинга Ген-Фу — два часа. И тоже под сплошные аплодисменты. Мировая премьера этого шоу состоялась год назад. Первыми зарубежными зрителями «Лебединого озера» по-китайски тогда же стали москвичи и петербуржцы. После нынешних гастролей в Киеве лебеди-акробаты снова возвращаются в Москву, где стартовал Год Китая в России.

Реклама не зря обещает непредсказуемое, уникальное зрелище. В лучших фрагментах этого шоу действительно видны последствия китайской революции в акробатике и плоды обновления танца за ее счет. Никто не сетует, что от классического «Лебединого озера» остались рожки да ножки. Об этом некогда даже подумать. Летающее белое перышко увлекает принца в дорогу и не сразу приводит на берег лебединого озера.

Сначала он путешествует на корабле, по «мачтам» которого карабкаются акробаты на першах. Центральный перш, на вершине которого где-то под колосниками балансирует вверх ногами артист, отклоняется как в корабельной качке во время шторма градусов на тридцать в обе стороны. Внизу бушуют кордебалетные «волны» в костюмах цвета электрик. Щедрое зрелище в каждый миг объемно и многопланово, оно занимает всю сцену. Если внизу танцуют, вверху обязательно кто-то летает или прыгает на батуте. Динамичная композиция построена так, что внутри номеров есть свой сюжетный акцент — вокруг него строится действие, возникают пластические темы и вариации. У каждой — свое чисто цирковое решение. Это жонглирование, «каучук», эксцентрика, икарийские игры, воздушный полет, партерная и прыжковая акробатика, моноциклы, баланс на проволоке, иллюзия. Но и танец в том числе. У некоторых артистов даже на кончиках ходуль пуанты.

Удивительно разнообразен и сам характер движения. Соломенные шляпки, вращаясь, легко взлетают вверх по вертикали, назад, вперед. Акробаты на колесах кружатся по сцене словно монетки, рассыпанные по полу. Чет или нечет? Ни одного плоского, застывшего положения — все в движении по кругу, по спирали, по диагонали. Прямо как у Мариуса Петипа и Льва Иванова. Но, в отличие от русских лебедей, китайские «выплывают» на роликах и в длинных тюниках, которые их прикрывают. Эффект скольжения, как на льду.

Кстати, ледовых балетов было множество, цирковых — нет. Правда, Федор Лопухов еще в двадцатые годы прошлого века ввел акробатику в советский балет. А недавно в том же Монте-Карло Жан Кристоф Майо замечательно поставил в цирке «Щелкунчика» Чайковского. Не оттуда ли явились идеи? Судя по хореографии Жао-Минг, она неплохо знает балетные образцы прошлого, в том числе классический и характерный танец.

Как и ожидалось, главным шлягером и гвоздем программы стал танец маленьких лебедей, преображенный в пародийный танец четырех лягушат в ластах. Кто-то из острословов пошутил по этому поводу: на озере происходят мутации после птичьего гриппа. Китайцы почти весь танец исполнили на руках, будто картинку на мониторе перевернули. А в финале устроили лягушачью пирамиду, которая рассыпалась под шквал аплодисментов.

Хотя именно к этому «Лебединому озеру» у меня, по большому счету, и есть несколько претензий. Возможно, эти недостатки суть продолжение достоинств. Чтобы хорошо поставить традиционный цирковой номер, нужно чуть больше музыки, чем придумал Чайковский для балета. И постановщики без особых церемоний, как на заезженной виниловой пластинке, повторяют мелодию до одури, пока все артисты нужное количество раз выполнят задуманные трюки. На инструментальных или балетных конкурсах, где также с блеском выступают китайские виртуозы, такая «музыкальная грамота» не прошла бы. В шоу — пожалуйста.

И еще ядовитые краски и страусиные перья «Лебединого озера» напоминают что-то среднее между современным гламуром и лубком той поры, когда о птичьем гриппе не слыхали и в помине. Тогда коврик с лебедями и лунной дорожкой висел в домах над металлическими кроватями, будто уводя в прекрасный сон. «Налетай, торопись — покупай живопись», как призывал герой одного популярного фильма.

Новый парадиз китайской сборки задуман сложнее: немного национальной экзотики, в меру бразильского карнавала, что-то от кабаре Елисейских полей и шика вышколенного кордебалета Большого театра в Москве. А что-то от мужских пародий на него же труппы «Трокадерос». Перенести бы это зрелище вновь на цирковую арену да убрать половину безвкусной мишуры — ему бы вообще цены не было. Хотя дело, скорее всего, именно в цене. А она сегодня зависит больше от самого жанра зрелища, чем от его художественного качества.

В рекламных проспектах этого проекта подсчитано, сколько километров ткани и миллионов долларов ушло на его реализацию. Репетиции шли три года. Это все же не до конца объясняет успех китайского балетно-акробатического шоу. Ведь до сих пор триумф артистов не распространялся дальше цирковой арены. А балет Китая сильно смахивал на советский не только стилем, но и примитивными героико-патриотическими идеями. Чудо «Лебединого озера» произошло потому, что уже в сказочно-аллегорической форме китайцы сумели показать победительную силу нации. Она прибавляет как на дрожжах не только в численности, но прогрессирует в смысле социального и научно-технического роста, доказывая правомерность собственных амбиций.

Китайцы давно научились творчески использовать достижения мировой мысли и культуры. Баланс на головокружительной высоте, как и филигранная точность, подчиняющая любой предмет поставленной человеком задаче, и развитие феноменальных человеческих способностей — тоже составляющие этого процесса.

Ширпотреб мирового стандарта (и эконом класса) Made in China предложат вам cегодня в любой стране Европы и даже в Америке. Мирная экспансия Китая постепенно начинает диктовать и художественный вкус, чему противятся не только антиглобалисты. Впрочем, кто станет возражать, что самый лучший балет в мире — «Лебединое озеро», а самые лучшие акробаты — китайские? А никто.