UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парад богов

На родине Тараса Шевченко в селе Моринцы Звенигородского района Черкасской области в день рождения поэта открывали памятник матери Тараса Шевченко — Катерине Якимовне...

Автор: Екатерина Щеткина

На родине Тараса Шевченко в селе Моринцы Звенигородского района Черкасской области в день рождения поэта открывали памятник матери Тараса Шевченко — Катерине Якимовне. Мать поэта согласно авторской идее коллектива — скульптора Владислава Демиона, архитекторов Юрия Чеберяка и лауреата Государственной премии имени Шевченко Сергея Фурсенко — изображена с маленьким сыном на руках.

Что ж, памятники матерям появлялись на просторах нашей некогда необъятной родины и раньше в немалых количествах. Как знаки социалистического язычества. Этой чести, как правило, удостаивалась «Родина-мать» в разнообразных обличиях — в лучшем случае «матери скорбящей», как на Пискаревском кладбище в Питере, в худшем — титановой «Оранты» на Днепровских кручах. По фильмам о войне хорошо известны иконические плакаты родины-матери с младенцем и призывом «Защити!». Так советская идеологическая машина боролась с культом Богородицы, которая на наших землях почиталась едва ли с меньшим рвением, чем сам Христос.

Но вот, казалось бы, осталась в прошлом атеистическая пропаганда со своими псевдобогами — туда ей и дорога. У нас теперь все наоборот — христианство вводится в моду на уровне высшей власти, наряду с коллекционированием старины и нумизматикой, в школу грядет «этика веры», а за спинами разнообразных кандидатов в депутаты реют златоглавые колокольни.

Но как же тут удержаться, когда сколько милых сердцу символов — родина-мать, Катерина-Украина (образ, выведенный в свое время Шевченко в одноименной поэме, теперь приобретает неожиданно актуальное звучание), младенец-Шевченко (наиболее резвыми СМИ уже окрещенный «родоначальником украинского литературного языка» — Котляревского оттеснили за кривизну планеты), семейные ценности, село-и-мама – хрустальные истоки...

Явление народу «Богородицы-Катерины» не только выводит иконизацию Тараса Шевченко на очередной виток, но и дает очередную трезвую и заслуженную оценку нашему «традиционному христианству», в котором «традиционное» значит для нас больше, чем собственно христианство. Что вполне понятно — христианство не так легко сделать частью идеологии, как традицию. Поэтому Богоматери-Одигитрии с Младенцем Христом на руках, видимо, придется и дальше терпеть конкуренцию.