UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАРАБОЛА БАТИКА

За последние лет 15 мы могли обратить внимание, какое распространение у нас получил батик, преодоле...

Автор: Олег Слепынин
Ява—Черкассы

За последние лет 15 мы могли обратить внимание, какое распространение у нас получил батик, преодолев путь от экзотического вида декоративного искусства к почти тривиальному, медленно приобретая способность адекватно отражать некоторые уровни современного художественного мышления и тем утверждая в пантеоне искусств своё место.

Через Яву с Нидерландами

Родиной батика называют остров Ява, хотя и в древней Руси был известен способ раскрашивания тканей с применением т.н. резервирующих составов. На ткань пчелиным воском (это резерв, отталкивающий краситель) наносится узор, затем ткань окрашивается, просушивается, резерв удаляется (например, проглаживанием утюгом), в результате на окрашенной ткани остается белый узор. На Руси резерв (собственно узор) наносился при помощи квачей-тампонов, штампиков или резных досок; ткань окрашивалась в чане в синий или красный цвет. При раскопках на Черниговщине были обнаружены деревянные резные доски, на Житомирщине — каменный штамп; находки относятся к XI—XII вв.

Батик к нам угодил буквально «через Яву с Суматрой», мы его не узнали, но приняли. Вообще-то из-за океана к нам не только батик, но попали «по параболе» (поклон поэту-битнику) и вертолёт, и телевизор, и демократия. Мы центробежно активны, озарения и открытия к нам иногда возвращаются, «пробив потолок», в неузнаваемом виде. Впрочем, получение узора на ткани с использованием резервирующего состава относится, кажется, к тем универсальным изобретениям, которые совершаются разными обществами независимо друг от друга. Способ был известен и в доколумбовой Америке, и в Африке, и в Китае, и в Европе. Для сравнения (если говорить о моде и технологиях): в Европе при изготовлении одежды не могли додуматься до выкраивания тканей — туники и тоги ткались по фигуре. Как известно, сведения об искусстве раскройки принесли в Европу с Востока крестоносцы. Таким образом, фактом является вот что: для определенных цивилизаций проще было изобрести колесо, чем додуматься до раскройки тканей при помощи ножниц. А вот батик был открыт всем. Даже и не народам открыт как таковым, не яванцам там или китайцам вообще, не инкам, скажем, или русичам, а, осмелюсь предположить, той части человечества, которую мы иногда с удовольствием называем лучшей. Этому есть подтверждение: женщины на Яве издревле создавали узоры, а окрашивали ткани мужчины. Да ведь наверняка именно женщины придумали и бусы, и кольца, и прочие украшения!..

Узоры яванских батиков невероятно разнообразны, это геометрические и растительные орнаменты, которых насчитывается сыше 10 тысяч. Богатство тропических растительных мотивов часто дополняется стилизованными изображениями животных. Некоторые узоры имеют символическое значение, и в этом случае батики являлись геральдическими тканями, характер узоров указывал на социальный статус владельца. Уровень мастерства и строгая изысканность вкуса яванских мастериц были таковы, что произвели должное впечатление на колонизаторов-голландцев, которые и завезли технологию батика в Европу. Тут будет уместно с благодарностью вспомнить, что уникальная яванская цивилизация дала Европе и великолепный тростевой кукольный театр.

В СССР техника ручной росписи ткани развивалась с переменным успехом начиная с 30-х годов. Новый толчок дали революционные 80-е годы ХХ в., когда гул близких тектонических разломов рождал и творческую энергию, когда закрывались предприятия лёгкой промышленности, кормившие художников, а неуверенность в завтрашнем дне заставляла художников осваивать все мыслимые и все самые прихотливые техники и ремёсла…

Не оставшись лишь тканью для красивой нарядной одежды, но и «не снискав славы высоких жанров», батик нашёл применение в интерьере, приняв форму занавесей и панно. Он стал деталью салонного пространства. В идеале он должен бы гармонировать с цветом коктейля на приёме и быть в тон платью хозяйки вечера. Действительно, в этом случае батик становится элементом роскоши.

В пантеоне искусств за батиком, вероятно, закреплено место между монументально-декоративными видами искусств и декоративно-прикладными, условно говоря, между мозаикой и художественной вышивкой, впрочем, на горизонтали, чрезвычайно близкой к ряду женских рукоделий. При этом нельзя сказать, что батиком занимаются преимущественно женщины. Нет, создает, например, батики львовский киевлянин Вадим Корженко, в Черкассах — отец и сын Суржиковы, в Европе «гуру европейского батика» называют Иохима Бланка. Но они исключения.

Батик: дыхание жизни

Несколько лет батики Татьяны Касьян путешествуют по залам городов и весей Украины. Недавно персональные выставки прошли в Киево-Печерской лавре, в музеях Каменки и Чигирина, в Черкассах — в художественном музее и в Доме архитектора. В первых числах марта ее работы вновь окажутся в Киеве — в Украинском доме. Название выставки «Дыхание Земли, Дыханье Неба».

Батиком она занялась в 86-м. Просто так совпало: весна, перестройка, рождение второго ребёнка, безработица. Творчество Т.Касьян пережило многие периоды — «голубой», «египетский», «воздушно-лирический»... Некоторые её работы это как бы стихи, написанные на неведомом языке и преобразованные в цветовые видения. Есть и другие. Она использует сложные приёмы, сочетая технику горячего и холодного батика, у неё свои секреты, разгадать которые хотели бы многие специалисты.

После окончания Московского текстильного института Касьян работала художником на гиганте советской лёгкой промышленности — Черкасском шелковом комбинате, делала рисунки для тканей.

Кстати, чрезвычайно интересно, что чувствует художник, когда вдруг видит на улице платье со своими рисунками — квинтэссенцию своих творческих усилий?

— Первый раз увидела — было совершенно необыкновенное чувство, — смеётся Татьяна. — Очень приятно! Но это уже прошёл год с того момента, когда я сделала первый рисунок и его утвердили, потом работали копировщики, колористы, набивщики… Наконец ткань поступила в продажу, её купили, сшили платье и вот… Чувство — необыкновенное. Когда я пришла на комбинат, это был его расцвет. Через года четыре я уже всюду видела свои рисунки. Вначале показывала знакомым. Потом привыкла, это вошло в жизнь. Поэтому когда я продала свою первую работу интерьерного плана, свой первый батик, я не испытывала той радости, то свежее ощущение признания прошло. За расцветом комбината последовал упадок, производство стало сокращаться. Платья, конечно, недолговечны, они изнашиваются, и с какого-то момента они стали исчезать с улиц. Дольше всего они «держались» на пожилых, они донашивали мои старые рисунки. Это больно было видеть, щемило сердце. Но вспять ничего нельзя вернуть, было рождение, расцвет и закат. После заката наступает новый день. И у меня началось творчество в батике, в росписи по ткани. Сейчас, наверное, расцвет. Два года — каскад выставок…

— По батику издается много книг, есть «батиковые» сайты в Интернете, всем доступны хобби-инструкции для начинающих. Где в батике кончается ремесло и начинается искусство?

— Искусство там, где льётся песня. Каждого человека можно научить рисовать или писать стихи. Но этого не достаточно, чтобы стать художником или поэтом. На комбинате я испытывала такие же, как и сейчас, муки творчества, поэтому не могу назвать ту работу ремеслом. Однажды я побывала на текстильной выставке в Германии, это было в конце 80-х. Мы, наша промышленность, тогда уже были не конкурентоспособны. В то время весь мир работал с использованием компьютеров, никто вручную рисунков не делал. А мы работали как бы в каменном веке! Художники на Западе давали только идеи. Это и коллажи, и акварели с растёками, с растяжками, масло, гуашь, множество других техник. Причем уровень художественных идей был совершенно невыполним для нашего оборудования. Вот тогда и стала задумываться, почему я не могу реализовать себя так, как того хочу. Хотелось вырваться из жёстких рамок, которые устанавливались возможностями нашей техники. А батиком я давно мечтала заниматься, с института. На натуральном шёлке очень интересно работать, он дышит живой жизнью. В то время на площадях и улицах города проводились вернисажи, мои работы понравились зрителям…

Батик: продолжение следует

Когда-то в хороших домах занимались вышивкой, теперь — батиком. Батик моден, как говорится, актуален. Некоторые родители, чтобы приобщить ребёнка к изобразительному творчеству, отводят его «на батик» в художественную школу.

Светлана Бытенская, преподаватель Черкасской художественной школы (педагогический стаж 18 лет):

— Дети всем интересуются — от резьбы по дереву до батика, от керамики до граффити. И всем этим я с ними занимаюсь. Для детей батик привлекателен тем, что всё тут сделать можно очень быстро. Резервом наносится контур, краситель мгновенно заполняет выделенное пространство, быстро можно передать настроение, создать образ. Это не кистью раскрашивать, сразу возникает красивый эффект. Детям это нравится. Сейчас удивительно много талантливых детей. В батике очень интересно работает Елена Кислых, она уже закончила художественную школу и сама преподает. Очень талантлива Оля Носова… Батиком у меня начинают заниматься с самого маленького возраста, с 5—6 лет. Для малыша я лишь один раз набью ткань по четырём углам рамки. В следующий раз он всё делает сам — берёт молоток, набивает ткань, натягивает её. Он сопит, бьет пальцы, но это профессия, работа руками. И вот он придумал, например, цветочек. И нарисовал. Это уже акт творчества. Ребята постарше находят более сложные рисунки, делают эскизы, подбирают тона. Причём мальчики, которые в школе слывут дикими разбойниками, здесь преображаются. Они приходят — у них уже руки дрожат. В школе нет проблем с поведением, они сидят и работают, ничего вокруг не видят. Это им безумно интересно…

* * *

Как пристрастить ребёнка к искусству, отстранить от телевизионного безумия, вырвать из его вены шприц с инъекцией жестокости и тупости? Неожиданно, но искусство батика дает на это ответ. И батик, что отрадно, продолжает свое триумфальное шествие по Украине. Отметим, это не заслуга Министерства образования. В Черкасскую художественную школу приезжают преподаватели из всех районных школ, они нуждаются в методической литературе и в открытых уроках по технике батика. Это парабола в воспитании, не в лоб. Вот теперь в связи с вышеизложенным и эпиграф к этим заметкам, из А.Вознесенского: Прямая — короче, парабола — круче.