«Художественный Арсенал» —
первый среди неравных
На этой неделе была представлена концепция «Художественного Арсенала». В презентации приняли участие президент Украины Виктор Ющенко и мэр Киева Александр Омельченко. По словам вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам В.Кириленко, эта концепция станет базовой, в ходе работ в нее могут быть внесены коррективы.
«Художественный Арсенал» должен стать первым и главным украинским музеем, направленным на презентацию украинской культуры. А также центром по разработке методологий и подготовке специалистов музейного дела.
Первый музейный комплекс «Арсенала» планируется открыть в 2009 году. По мнению А.Омельченко, этот первый этап строительства будет стоить около 700 млн. грн. Он предусматривает построение 95 тыс. квадратных метров музейных площадей, а второй и третий — 120—140 тыс. квадратных метров. Особо было отмечено, что аналога грядущему музейному комплексу на Днепровских кручах нет в Европе.
О спорных и бесспорных моментах в создании и реализации этих «планов громадья» — в ближайшем номере «Зеркала недели».
Тем временем судьбы уже существующих памятников и музеев вершатся когда с промедлением, а когда и просто «с плеча». На этой неделе Киевская городская администрация заявила о выделении средств на ликвидацию сдвига грунта в районе Лаврских пещер. Напомним, что сдвиг, в результате которого произошел обвал в пещерах со святыми мощами — месте паломничества и поклонения, — случился еще в мае прошлого года. Руководство заповедника «Киево-Печерская лавра» и насельники Лаврского монастыря в течение года неоднократно обращались к властям с просьбами разрешить эту проблему — и тех и других тревожит аварийное состояние памятника, посещаемого массой людей. Однако надо было дождаться действительно критического момента — весенних паводков, которые размывают днепровский склон, чтобы средства, наконец, изыскались. По крайней мере, на бумаге. Что ж, строить доходнее, чем землю выгребать, — на так называемую «реконструкцию» Успенского собора в той же Лавре средства нашлись в срок.
Впрочем, Лавре еще повезло — с ней, по крайней мере, согласилась считаться киевская власть, обремененная навязчивой идеей уплотненной застройки. Мэр Омельченко во время презентации планов застройки и реконструкции Киева 20 февраля заявил, что церкви больше не будут препятствием для возведения многоэтажек. Строители теперь будут считаться только с «доминантами» — колокольнями Киево-Печерской лавры. Софийского и Михайловского соборов. В частности, речь шла о церквях на Подоле, которые вполне могут оказаться в тесном кольце высоток. Церковь должна быть самой святой, а не самой высокой, — напомнил присутствующим киевский мэр — большой специалист по святости и церкви. О том, что речь идет не о святости и высокости, никто говорить не стал, хотя очевидно, что церкви — действительно исторические памятники, а не «доходные дома», коих стараниями нынешней киевской власти появилось без числа, и они могут пострадать не от того, что их станет не видно. Большинство старых построек болезненно переносит строительство рядом с собственными ветхими стенами, опирающимися когда на треснувшие, когда на подтопленные фундаменты. Как правило, в планах подобного строительства не учитывается такое неудобное соседство и о сохранности памятника речь не идет. И если святость (хоть и «невысокость») Софийского собора не уберегла этот памятник от опасного соседства со стройплощадкой, то что сможет уберечь маленькие подольские церковки?
Светло — не страшно?
И вот, пока власть самоутверждается в проектах, которым нет равных в Европе, мы подсчитываем свои ежедневные потери. Помните, как философ Хома Брут (Л.Куравлев) зажигал дрожащими руками свечи и приговаривал, что если осветить всю церковь, станет не страшно? Этот эпизод вспомнился первым, когда пришла новость: в селе Горохолино-Лес Богородчанского района Ивано-Франковской области сгорела деревянная церковь Пресвятой Богородицы, в которой в 1967 году снимались эпизоды фильма А.Птушко «Вий». По мнению огнеборцев, пожар случился в результате неправильной эксплуатации электросети. Эта церковь стала еще одной в ряду весьма крупных потерь. Не только потому, что ее здание стало знаменито благодаря одному из первых отечественных «фильмов ужасов» — образцов деревянной храмовой архитектуры остается на нашей некогда богатой подобными строениями земле все меньше. По данным Религиозно-информационной службы Украины, только в 2005 году в Украине случилось четыре аналогичных пожара.
Судебный перекресток:
история и криминал
В некоторых случаях занятия гуманитарными науками могут оказаться делом подсудным. В Австрии осужден на три года лишения свободы британский историк Дэвид Ирвинг, автор книги «Война Гитлера». Он был признан виновным в отрицании факта холокоста, что в Австрии является уголовным преступлением. Во время одного из своих прежних приездов в эту страну Дэвид Ирвинг в публичных выступлениях отрицал использование в Освенциме газовых камер, а также причастность Адольфа Гитлера к преследованию евреев. В новых лекциях, которые он так и не успел прочитать из-за ареста, он собирался поведать слушателям о связи, существовавшей между идеологом холокоста Адольфом Эйхманом и лидерами еврейской общины Венгрии. Будучи в тюрьме, он пересмотрел свои позиции и передал в СМИ покаянное письмо о том, что он «ошибался», когда говорил об отсутствии газовых печей в Освенциме. Это не смягчило судей, признавших его расистом, антисемитом, связанным с экстремистскими группировками ультраправого толка. Если это действительно так, означенные группировки потеряли в его лице видного идеолога, так как в надежде на смягчение приговора (а в Австрии за отрицание холокоста можно получить до 10 лет лишения свободы) он признал свои взгляды ошибочными.
Процесс над Ирвингом получил широкую огласку в европейских СМИ, все еще не остывших от недавнего карикатурного скандала — он стал толчком к новой волне обсуждений межнациональных и межэтнических проблем в Европе, а также споров о необходимости снять табу с истории холокоста.
На этом фоне занимательно выглядит так и не получивший должной огласки отечественный процесс о ксенофобии. Напомню, что летом прошлого года украинская интеллигенция подписалась под обращением «Против ксенофобии за европейскую Украину», предостерегавшим общественность от опасности межнациональной вражды. Этот документ стал ответом на обращение «Против преступных действий организованного еврейства», предпринятое Межрегиональной академией управления персоналом и еще рядом организаций и лиц, в частности народных депутатов Украины. В ответ на это, правда, с «некоторым опозданием» в полгода МАУП подала в суд на опубликовавшую заявление «Против ксенофобии за европейскую Украину» газету Академии наук «Світ», а также на нескольких академиков, чьи имена были упомянуты в числе подписавшихся (всего под заявлением подписалось около 250 человек). Слушания начались 3 февраля 2006 года, а 20 февраля на втором заседании Печерский суд г.Киева принял решение вернуть исковое заявление истцу, оставив его без рассмотрения.
Разумеется, это можно трактовать как маленькую победу, если бы не маленькое сравнение: в Австрии только за «отрицание холокоста» можно угодить в тюрьму на 10 лет, в Украине в суд подают не на тех, кто сеет ксенофобию под патриотическим соусом, а на тех, кто протестует против подобных воззваний.