UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО МАСТЕРА

1 — 2 апреля Национальная опера Украины принимала на своей сцене участников первого в истории Укра...

Автор: Наталия Зубарева

1 — 2 апреля Национальная опера Украины принимала на своей сцене участников первого в истории Украины Международного фестиваля танца, посвященного 90-летию со дня рождения выдающегося танцовщика и хореографа XX века Сергея Михайловича Лифаря (1905 — 1986).

Восемнадцатилетний Сергей Лифарь, киевлянин по рождению, стал солистом всемирно известной труппы Сергея Дягилева «Русский балет» (1923 — 1929), а позже — ведущим танцовщиком, главным балетмейстером и педагогом «Гранд-опера» в Париже (до 1977 г.). Среди его партнеров, исполнителей, последователей и учеников такие балетные «звезды», как Иветт Шовире, Соланж Шварц, Мишель Рено, Лиан Дейде, Лиссет Дарсонваль, Клод Бесси... Серж Лифарь — автор более 200 балетов и дивертисментов в оперных спектаклях, а также многочисленных трудов по истории и теории танца. Кроме того, он был крупным коллекционером, известным на Западе собирателем и популяризатором материалов о Пушкине и связанных с ним реликвий.

В Украине имя нашего соотечественника стало особенно широко известно благодаря состоявшемуся летом 1994 года в Киеве I Международному конкурсу артистов балета имени Сержа Лифаря. Завершившийся на днях первый международный фестиваль танца «Серж Лифарь де ля Данс» можно в полной мере отнести к неординарным и радостным событиям культурной жизни Украины, которые являются достойным продолжением этой акции.

О красоте и значимости фестиваля красноречиво свидетельствуют имена почетных гостей: легендарная балерина мирового балета, президент Федерации российского балетного искусства, народная артистка СССР Ольга Лепешинская, лауреат международной премии имени Джона Кранко, президент Академии танца имени Джона Кранко, художественный руководитель и директор труппы Штутгартского балета Алекс Урсуляк, генеральный директор Российского культурного благотворительного фонда «Дом Дягилева» Игорь Махаев, художественный руководитель Петербургского балета «Хореографические миниатюры» Аскольд Макаров и др.

Среди «звезд» балета, приглашенных выступить на фестивале, — премьер балета Парижской «Гранд-опера», Баварской национальной оперы (Мюнхен), Миланского театра «Ла Скала» и Римской оперы, артистический директор балета Дрезденской оперы, лауреат международных конкурсов, обладатель приза «Лучший танцовщик мира-93» Владимир Деревянко; лауреат первого Международного конкурса балета имени С.Лифаря («Гран-при») и международных конкурсов в Москве, США и Японии, лауреат премии имени Анны Павловой Ирина Дворовенко; танцовщик мирового класса, лауреат международных конкурсов, ведущий солист Киевского детского музыкального театра, заслуженный артист Украины Сергей Бондур.

Наш корреспондент встретился с участниками и почетными гостями фестиваля «Серж Лифарь де ля Данс» и взял у них короткие интервью.

Ольга Лепешинская:

— Фестиваль — это величайшее достояние, дань памяти человеку, который в полной мере заслуживает этого. Серж Лифарь не только прославил французский балет, именно он заложил основы знаменитой русской балетной школы во Франции, школы, которую получил здесь, в России, а также в труппе Дягилева. Он дал возможность овладеть мастерством танца, которым теперь в совершенстве владеет труппа «Гранд-опера» — одна из лучших балетных трупп в мире. Сам он был «продуктом» соединения (как, впрочем, и я!) школ — русской, французской и итальянской. Соединение школ — это очень важно!

Должна сказать, что в Киеве всегда был хороший балет... Сейчас мне очень нравится Ирина Дворовенко. Я ее очень люблю. Помню ее еще с конкурса имени С.Дягилева в Москве. Она очень изменилась, приобрела внутреннюю наполненность, что свидетельствует о ее профессиональном росте. Она знает, что делает. В ней удачно сочетаются энергетический посыл, уверенность в себе, какая-то воздушность. Подобное сочетание встречается крайне редко.

Сережа Бондур — великолепный танцовщик. Как он обучен! Я от него в восторге!

Аскольд Макаров:

— Каждый приезд в Киев для меня большая радость. Фестиваль — это событие в культурной жизни, которое помогает поднять на другой, более высокий уровень балетное искусство, выявить яркие индивидуальности, дать жизнь новым «звездам».

Ирина Дворовенко — замечательная балерина, прекрасная актриса, которая чувствует красоту формы, техника ее почти совершенна. На фестивале она — номер первый!

В 1954 году я познакомился с С.Лифарем в Париже. Он подарил мне несколько своих книг, изданных в Париже на русском языке. Потом мы встречались в Москве. Он мечтал поставить свои балеты в Москве, Ленинграде, Киеве... Лифарь был замечательным танцовщиком, балетмейстером, многосторонне образованным, эрудированным человеком.

Его хореография — это стилизованная классика с элементами модерна. В ней всегда присутствует мысль. Ее драматургия изысканна и оригинальна.

Владимир Деревянко:

— Я родился в Омске, учился в Москве. Работал в Большом театре. Потом уехал. Мама моя — украинка.

Балетная педагогика меня пока не интересует. Я занимаюсь только танцами и руковожу балетной труппой. У меня двое детей — Максим и Александра. Надеюсь, они не будут танцевать, так как профессия эта чудовищно трудная. Секрет успеха заключается в работе. Мы, артисты балета, работаем с телом, а это, увы, весьма несовершенный инструмент. Каждый день нужно все начинать сначала.

У меня практически не бывает свободного времени... Но я счастлив, так как не представляю себя в другой роли. Моя карьера танцовщика подходит к финишу, поэтому я сейчас танцую всласть!

Ирина Дворовенко:

— Фестиваль произвел на меня значительно большее впечатление, чем конкурс имени С.Лифаря. Я не предполагала, что Киев сможет пригласить для участия в фестивале столько «звезд». Участие в одном концерте с таким выдающимся танцовщиком, как Деревянко, — уже счастье! Я очень рада, что снова встретилась с ним. Это зрелый мастер. У него все отточено, отделано, осмыслено. Володя сейчас находится в такой стадии профессионализма, что уже не думает о технической стороне, а весь пребывает в «образе». Видно, танцует он в свое удовольствие!

Присутствие в зале такой легендарной балерины, как Ольга Лепешинская, создавало на фестивале особую атмосферу — ответственности и какого-то трепета... Меня это очень вдохновляло и обязывало.

Я боялась, что выступлю плохо, так как на утреннюю репетицию приехала прямо из аэропорта. Я так устала, что едва держалась на ногах. Мышц не было. Но мне безумно хотелось танцевать на родной сцене!