UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПАДЕНИЕ ДОМА КУПЬЕЛЛО

Премьерный спектакль театра имени Франко «Рождество в доме Купьелло» по пьесе Эдуардо де Филиппо (режиссер-постановщик Александр Денисенко) — это рождественская история наоборот...

Автор: Елена Раскина

Премьерный спектакль театра имени Франко «Рождество в доме Купьелло» по пьесе Эдуардо де Филиппо (режиссер-постановщик Александр Денисенко) — это рождественская история наоборот. В нем развенчаны и разоблачены иллюзии, которые одолевают нас под Рождество. Именно поэтому мирная встреча долгожданного праздника оборачивается для героев спектакля настоящей трагедией. А они-то, бедняги, ждут исполнения желаний и приятельской улыбки Фортуны! Но, увы, волхвы Гаспар, Мельхиор и Бальтасар несут к их порогу совсем иные дары.

Обычная итальянская семья, горластая и неспокойная. В доме Луки Купьелло (Анатолий Гнатюк) все и всегда вверх дном. А сам хозяин трудится для вечности: воссоздает великую рождественскую мистерию — Христа в яслях, склонившихся над ним Марию с Иосифом и, конечно, волхвов с дарами. Правда, все это в миниатюрном, игрушечном виде. А пока хозяин занят своей игрушкой, его дом рушится. Не правда ли, рождественская история наоборот?

Однако зрители так и не увидели «игрушку» Луки Купьелло, о которой герои проговорили практически весь спектакль. Показана она была чисто символически, в виде богородичного «плата» — ткани с изображенными на ней девой Марией и младенцем Христом. Зато когда режиссер концентрировал внимание зрителей на игрушке Луки Купьелло, залихватский комедийный спектакль превращался в мистерию.

Герои забывали о своих будничных разборках и — вольно или невольно — вовлекались в великую мистерию Рождества. Эту двуплановость спектакля режиссер тщательно (и иногда даже чрезмерно) подчеркивал. Наверное, о двойном дне этой постановки зрители могли догадаться и сами. Но ее — для всеобщего обозрения — словно обвели жирной чертой.

Если Анатолию Гнатюку удалась роль трогательного чудака Луки, то с остальными персонажами было не все так гладко и ровно. Колоритно выглядела парочка Ненилло—Паскуалино (Владимир Николаенко и Назар Заднепровский). Дядя Паскуалино то и дело пытался вывести племянника на чистую воду, а тот отбивался как мог.

Зато чета влюбленных (Нинучча — Татьяна Шляхова и Витторио — Алексей Зубков) оказалась несколько бледноватой, особенно на фоне импозантного обманутого мужа Никколо Перкуоко. Рогоносец-муж явно переигрывал счастливого любовника и надвигался на него как бык на тореадора. Так что бедняжке Витторио оставалось только пятиться к стенке.

Хорошо вписалась в спектакль задерганная итальянская жена (Лариса Руснак). Однако толпа соседей, собравшаяся у постели заболевшего после рождественских событий Луки, напоминала разношерстный опереточный хор и одета была соответственно — как будто случайно забрела в фойе Театра имени Франко из какого-то другого храма Мельпомены. В общем, соседям оставалось только спеть, чего они, правда, не сделали.

Одно из достоинств спектакля — эффектные вставные танцевальные номера. Особенно впечатлял танец маски, предшествовавший болезни и смерти Луки Купьелло. В постановке он символизировал поступь судьбы, которая, увы, не пощадила трогательного чудака Луку. Зато она сумела сплотить и объединить его совсем уже было распавшуюся семью.

Думаю, этот спектакль стоит посмотреть даже тем, кто ассоциирует Рождество с внезапной удачей и хеппи-эндом. Хеппи-эндом здесь, конечно, и не пахнет, но зато есть нечто другое — как мне кажется, более важное. Например, ощущение неразрывной связи будничной жизни каждого из нас с евангельскими событиями. А связь эту нужно ощущать непрерывно.