UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пабло Пикассо: влюбленное «чудовище»

В Национальном художественном музее Украины при содействии Посольства Испании в Украине экспонируется выставка Пабло Пикассо Suite Vollard...

Автор: Екатерина Константинова

В Национальном художественном музее Украины при содействии Посольства Испании в Украине экспонируется выставка Пабло Пикассо Suite Vollard. Представлены сто офортов художника, созданные в период его любовных озарений. С момента открытия выставки прошло совсем немного времени, но ее уже успели посетить около пяти тысяч «жаждущих прекрасного».

Общеизвестно, что Пикассо — один из самых дорогих художников планеты. Скажем, его метровое полотно «Мальчик с трубкой» продали на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке в мае 2004-го за 104,2 млн. долл.!

Однако несмотря на зашкаливающую цену на творения гения, проблем с транспортировкой графических шедевров Пикассо в Украину почти не возникало. Оказывается, работы данной техники более приспособлены к смене температур.

Коллекция Suite Vollard принадлежит испанскому фонду ICO. Собрать все гравюры этой серии оказалось весьма непросто. Поскольку долгое время они находились у нескольких владельцев. Фонд ICO выполняет действительно благородную миссию, так как занимается сбором и сохранением работ многих испанских художников.

Сама техника офорта предполагает рисование металлическими инструментами по лакированной (тоже металлической) пластине. Затем рисунок переносится на бумагу. Также при создании гравюр Пикассо использовал технику «сухая игла», это более деликатная, нежели офорт, техника, которую Пикассо применял при создании последних иллюстраций.

Во время работы над «Сюи­той Воллара» Пикассо был увлечен парижанкой Марией-Терезой, которая была младше художника на 30 лет. Она же и позировала… Известно, что после знакомства с этой девушкой Пикассо радикально изменил отношение к кубизму. И офорты «Сюиты Воллара» — первые работы Пикассо, написанные им по классическим канонам.

Женщины отдыхают. Офорт. 29 сентября 1931 г.
Когда художник приступил к созданию этой серии, ему уже было почти 50. Но, как известно, он любил бросать вызов великим. Поэтому именно в 1930 году уже признанный гений ощущал небывалое вдохновение и творческий подъем.
Так, с 1930 по 1936 год Пикассо довелось поработать над созданием этой большой серии гравюр (всего 100 штук).

Спустя год после завершения проекта гравюры оказались у Амбруаза Воллара. Сей именитый артдилер и издатель был знаком со многими художниками своего времени, так как занимался организацией их выставок (в том числе и первой экспозиции Пикассо). И первая их встреча произошла еще в 1913 году, когда Воллар приобрел у Пикассо серию медных пластин и офортов. Но лишь пятнадцать работ были выбраны для штамповки их на бумаге.

Вообще сотрудничество между Волларом и Пикассо никогда не было продолжительным, так как всегда резко прерывалось именно тогда, когда казалось, что должен возникнуть большой совместный проект. Но история офортов, представленных в экспозиции, нарушила привычный ход событий. После 20-летнего молчания, так и не принявший кубизм Пикассо, пожилой Воллар (ему тогда уже было более семидесяти лет) сменил гнев на милость и пригласил художника погостить на своей роскошной вилле. Именно там и были созданы эти офорты под общим названием «Сюита Воллара». Коллекция включает 97 гравюр и три портрета дилера.

Гравюры объединяют черты неоклассицизма. Мотивы Пикассо черпал из античной мифологии. И главный миф здесь — о Минотавре.

Известно, что художник отождествлял свой характер с характером этого чудовища. Человеку-быку посвящено 15 гравюр. Искусствоведы утверждают, что Пикассо создал особый мир — «мир, где представляется возможность самоцитирования ради самопроверки». Поэтому даже своего Минотавра Пикассо подал многоликим и непредсказуемым чудовищем.

Вакханалия Минотавра. Офорт. 18 мая 1933 г.
Например, на гравюре «Де­вочка ведет слепого Мино­тавра» или «Умирающий Мино­тавр» человекобык выглядит и вовсе беспомощным. И наоборот: сексуально-агрессивным на гравюрах, изображающих вакханалию («Вакханалия с Минотавром», «Минотавр, пьяница и женщины» и др.).

На многих работах Мино­тавр Пикассо окружен антич­ной живностью (фавны, кентавры…), которая, кажется, выписана одним росчерком пера.

Еще один миф — о Пигмалионе — ключевой мотив выставки Suite Vollard. Очевидно, что женщину художник обожает. И образ своей музы — Марии-Терезы — он разнопланово передает во многих сюжетах («Скульптор отдыхает», «Скульптор и модель», «Натурщица рядом с большой скульптурой», «Две натурщицы наблюдают одна за другой»).

Причем художник так мастерски подает контуры человеческого тела, что, кажется, не отрывая руки, он создает полностью завершенный образ, плавно передавая все формы, без малейших ненужных штрихов и подрисовок.

Но на гравюрах видна и необычайная эмоциональность мастера. Заметно, как Пикассо пытается избегать однозначности, деля мир на черное и белое…