камерный оркестр «Венская академия» (дирижер Мартин Хаселбек). |
В Национальной филармонии Украины состоялся необычный концерт. В нем все было нетрадиционно: время проведения (16:00), надпись на афишах «вход свободный» и главное — притягивающее слушателей название: «Шедевры из коллекции Центрального государственного архива-музея литературы и искусства Украины». Также интересно было то, что XII Международный музыкальный фестиваль «Киев Музик Фест 2001» не завершен, а продолжает свою творческую жизнь и презентует камерный оркестр «Венской академии» и Венский камерный хор с интереснейшей программой.
Акция в Национальной филармонии — это продолжение цикла концертов, которые начались на прошлогоднем фестивале. Тогда всех потрясла выставка раритетов из Фонда 441 ЦГАМЛИУ, где 50 лет сохранялись автографы, редкостные партитуры после Второй мировой войны. В коллекции, содержащей более 5 000 единиц хранения, 500 принадлежит И.-С.Баху и его семье. В разные годы произведения из коллекции исполнялись известными украинскими музыкантами И.Блажковым, О.Кудряшовым, Б.Которовичем, квартетом им.Н.Лысенко.
Сейчас эта уникальная коллекция, согласно договоренности между Президентом Украины Леонидом Кучмой и канцлером Германии Герхардом Шредером, возвращается в Германию. Целый год работала экспертная группа, и по ее решению все славянские авторы будут оставлены в Украине. Организован научный центр имени Максима Березовского при архиве-музее, который будет способствовать изучению этих бесценных произведений.
А пока киевляне, благодаря сотрудничеству и договору, подписанному дирекцией Международного музыкального фестиваля «Киев Музик Фест», Центром музыкальной информации НСКУ и ЦГАМЛИУ, получили возможность услышать эти великолепные произведения в исполнении известнейших австрийских музыкантов — Венского камерного хора и камерного оркестра «Венская академия», виртуозы которого играют на оригинальных старинных инструментах эпохи барокко.
Инициатор проекта, музыкальный директор Феста Иван Карабиц так сказал на пресс-конференции, подчеркивая неординарность события: «Неисполненное произведение мертво. Чтобы написанное композиторами обретало жизнь, все это нужно исполнять. Вдохнуть жизнь в нотные тексты могут только музыканты. А в сегодняшнем концерте — это настоящие мастера».
Такой дорогостоящий проект воплощен в жизнь благодаря финансовой поддержке Управления по вопросам искусства при ведомстве Федерального канцлера Австрии, Федерального министерства иностранных дел Австрии, Министерства культуры и искусств Украины, посольств Австрии в Украине и Украины в Австрии, а также Государственной телерадиокомпании «ORF» (Австрия). На пресс-конференции спикер австрийской партии зеленых, координатор программ ORF Штефан Шеннах, а также посол Австрии в Украине Клаус Фабьян рассказали, что об этом концерте будет создан телефильм, посвященный 10-й годовщине Независимости Украины. Министр культуры и искусств Украины Ю.Богуцкий напомнил об огромном успехе проекта «Перехрестя», воплощенного этим летом в Вене украинскими художниками. Он также говорил о готовящемся симпозиуме в Вене, посвященном вопросам украинско-австрийских культурных связей. А концерт в филармонии и его повторение 6 ноября в Вене воспринимаются как часть большой программы культурного сотрудничества между Украиной и Австрией.
На вопрос о приоритете первого исполнения Иван Карабиц остроумно ответил, вспоминая дуэт примадонн из оперы В.А.Моцарта «Директор театра»: «Давайте не будем болеть первооткрывательством, а больше будем заниматься хорошим исполнением замечательной музыки».
Концертная программа состояла из произведений коллекции. Только произведение Д.Бортнянского было выбрано как отражение идей концерта и приурочено к его 250-летию. К сожалению, из-за приезда неполного состава хора было отменено исполнение произведения «Отче наш» М.Березовского. В исполнении Увертюры Д.Бортнянского прекрасно себя проявил дирижер Кирилл Карабиц. В игре оркестра, тонкой, гибкой смене нюансов чувствовался талантливый почерк молодого дирижера. Ученик известных профессоров Р.Кофмана и Л.Венедиктова, Кирилл Карабиц уже знаком Европе как победитель нескольких престижных конкурсов.
Особая галантность и изящество в трактовке произведения запомнились в Концерте для скрипки и струнных Йоганна Готлиба Грауна. Партию барочной скрипки исполнил Илья Король (Украина—Австрия). Неповторимый тембр звучания инструмента в соединении с великолепным ансамблем струнных в оркестре несли в зал трепетную, наполненную внутренним светом ауру XVIII века. Вся эта удивительная гармония прекрасного исполнения заставила переполненный зал слушать и наслаждаться атмосферой света и добра, которая исходила от самой музыки, возрожденной музыкантами.
Большим контрастом к переполненному драматическими и трагическими коллизиями ХХ века и нашей конфликтной современностью звучала и Sinfonia grosso (1 часть): в больших динамических нарастаниях, в смене контрастных эпизодов прослеживалась гимническая песнь, восхваляющая добро и свет человеческой жизни.
Во втором отделении концерта прозвучало произведение Карла Филиппа Эмануэля Баха (сына великого Й.-С.Баха) «Праздничная музыка: «Откройся и засвети». Эта светская кантата грандиозна по своему замыслу, в ней все части построены по принципу контраста, особенно интересно чередование сольных и хоровых номеров. Великолепное и слаженное пение солистов — Симонэ Кермес (Австрия), Лидии Фирлингер (Австрия), Маркуса Шеффера (Австрия), хора и оркестра — все это было подчинено оригинальной интерпретации известного дирижера Мартина Хаселбека (Австрия). Он известен в мире как организатор фестивалей, дирижер-концертант, профессор органной музыки. Эту программу он делал с особым воодушевлением, так как любит исполнять неизвестные произведения. Хаселбек записал 40 компакт-дисков. В его исполнительском стиле чувствовалась особая непринужденность в манере дирижирования, которая сочеталась с точным показом динамичного развития музыкального материала.
Гимн «Хвалите Господа» был достойным завершением концерта. Хор, оркестр, солисты — это был превосходный ансамбль музыкантов, которые смогли передать взволнованный и светлый голос эпохи и принести его нам, слушателям ХХI века.
На фото: камерный оркестр «Венская академия» (дирижер Мартин Хаселбек).