В июне нынешнего года на базе киностудии «Ялта-фильм» было создано совместное украинско-российское акционерное предприятие «Ялтинская киностудия». В декабре на переговоры о будущем киностудии в Крым приехали министр культуры России Михаил Швыдкой, его заместитель и руководитель российской кинематографии Александр Голутва, руководители департаментов Министерства культуры РФ Сергей Лазарук и Виктор Глухов, генеральный директор ООО «Кинокомпания «Арчи-фильм» Андрей Аршинов, а также представители банков, финансирующих российскую кинематографию. Для встречи с ними были записаны министр культуры Украины Богдан Ступка, его заместитель Анна Чмиль, начальник отдела кинематографии министерства Николай Мазяр, однако никто из них не прибыл. Так что российским кинематографистам пришлось довольствоваться переговорами с руководством Крыма. В этой истории с Ялтинской киностудией давно уже обращает на себя внимание повышенный интерес к ней со стороны российских кинематографистов, односторонняя позиция Крыма и поразительное отсутствие всякого интереса со стороны украинского Министерства культуры…
Активный интерес российских кинематографистов к ялтинскому кинофеномену можно понять — без бывшей «южной базы советской кинематографии» российскому кино развиваться трудно, ведь на ялтинской натуре можно снимать практически круглый год любые «пейзажи земного шара», чего нет практически нигде в России. Во-вторых, Ялтинская киностудия и по духу, исторически, начиная еще с Ханжонкова, преимущественно российская. В-третьих, собственник студии, то есть Крым, в силу ряда обстоятельств больше благоволит именно к тому, чтобы в Ялте господствовало российское, а не украинское кино. В-четвертых, нынешний генеральный директор студии Валерий Пендраковский — крымчанин и москвич одновременно и по духу и по творчеству, да и председателем совета вновь созданного ЗАО не случайно стал не украинец, а первый заместитель министра российской культуры Александр Голутва. И на переговоры в Ялту из Москвы приехали 12 человек от российской культуры и бизнеса, а иметь дело они должны были только с тремя украинскими деятелями, да и те не явились. Давно уже создается впечатление, что для Украины Ялтинская киностудия не просто отрезанный ломоть, но и обуза, от которой стараются избавиться. Представители же российского кинематографа отнюдь не пытаются забрать все себе, наоборот — они декларируют Ялтинскую студию как «плацдарм для украинско-российского сотрудничества в области кинематографа», предлагают провести в 2001 году кинофестиваль «Неделя российско-украинского кино» (кто знает, может быть, такое кино и возможно), однако из-за откровенной пассивности украинской стороны все повисает в воздухе…
Конечно, в последние годы украинскому кино было не до Ялтинской киностудии. Если в советское время здесь одновременно работали по 5—6 съемочных групп, и практически каждый третий фильм бывшего СССР был снят при участии Ялтинской студии, то к 1999 году она пришла в полный упадок. И производственная, и творческая базы были потеряны. То, что осталось в Ялте, сейчас трудно назвать киностудией — только стены, куда съемочные группы приезжают снимать натуру. По оценкам специалистов, сегодня по оснащению она отстает от «Мосфильма» на 25 лет. Однако очевидно, что украинские деятели от культуры все эти годы только плакались по поводу трудностей и безденежья, в то время как россияне, живущие в не менее сложных условиях и в не меньшей бедности, смогли сгруппироваться и успешно решают проблемы в издательском, театральном, а теперь вот и в кинематографическом деле. На таком фоне пресловутое украинское равнодушие к своему имуществу и возможностям просто трудно понять…
С другой стороны, Ялтинская киностудия никогда не была такой забытой и чуждой для Украины, как сейчас. За период с 1908 по 1919 годы фирмой Ханжонкова было снято 370 художественных, документальных и научных фильмов, в том числе такие непосредственно касающиеся Украины, как «Мазепа», кинообразовательные программы для школ Киева, Харькова.
С июня 1999 года идет процесс возрождения студии, связанный с именем Валерия Пендраковского. Именно тогда было подписано соглашение между Госкомитетом РФ по кинематографии и Министерством культуры Крыма о сотрудничестве в области кинопроизводства. В ноябре того же года Верховная Рада Крыма приняла постановление «О мерах по стабилизации и оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм». Правительство автономии включило киностудию в перечень предприятий, которые должны войти в экономическую зону приоритетного развития, созданную в Ялте указом Президента Украины. Это гарантирует льготы инвесторам, они освобождаются от таможенных сборов и платежей, уплаты НДС. Заинтересованные Валерием Пендраковским и Александром Голутвой, которых можно назвать настоящими патриотами Ялтинской студии, инвестировать средства в киностудию согласились Национальный космический банк России, бывший Внешэкономбанк СССР, создана инвестиционная фирма «Поликом-Вест». В истекающем году студия выполнила два заказа из России — фильм «Два товарища» Пендраковского и «Дневник его жены» Алексея Учителя сняты «при участии Ялтинской киностудии». И оба неплохо пошли — фильм Учителя выдвинут на соискание «Оскара», а фильм Пендраковского уже получил приз на фестивале «Киношок».
В планах студии на будущий год уже три собственных проекта — фильм «Бегущая по волнам» по Грину, фильм «Первокурсница», который начнут снимать уже в январе, и телесериал для российского телевидения. За период действия проекта до января 2008 года киностудия должна освоить 17 миллионов долларов. Первая прибыль по этому проекту планируется в 2003 году в сумме 60 тысяч долларов. К концу 2007 года прибыль возрастет до 450 тысяч долларов в год, а отчисления в бюджет за эти годы составят до 4 миллионов долларов.
Но все это в случае, если будут решены все проблемы по сотрудничеству России и Украины на ялтинской киношной ниве. Главная из них состоит в том, что Верховная Рада Крыма одной рукой 19 июня 1999 года приняла решение об оздоровлении студии, а другой — 3 марта 2000 года внесла ее в список предприятий, не подлежащих приватизации. Оказалось, что в советское время не был оформлен должным образом и отвод земли под студию, и теперь ей грозит распродажа территории за долги, как это случилось с участком в районе бывшей Чайной горки, где были проданы съемочные ангары. Таким образом, бизнес-план 2000 года по переоснащению и оздоровлению студии практически не реализован…
На встречах российской делегации в парламенте и в правительстве Крыма и Леонид Грач, и Сергей Куницын обещали решить вопрос с землей, снять запрет на приватизацию. Сергей Куницын даже сказал, что Крым не возражает, чтобы и контрольный пакет акций «находился на той стороне», несмотря на то, что при создании ЗАО «Ялтинская киностудия» 51 процент акций оставляли Крыму, а 49 отдавали России. Следовательно, для будущего студии не имеет никакого значения то, что при распаде Союза она отошла к Украине, вскоре в ходе приватизации фактическими хозяевами на ней станут россияне. В ходе поездки по Крыму российская делегация активно интересовалась и возможностями кинопроката в Крыму, перспективами создания киноплощадок для проведения массовых мероприятий. Сначала речь идет о создании российских кинотеатров в Симферополе и Ялте. Это значит, что в перспективе все пространство кинопроката, как сегодня книжный рынок, будет занято российскими фильмами, соответственно выручка от него также будет «на той стороне». Россияне планируют проведение в Крыму «Недели современного кино», на которую готовы выставить, по словам Валерия Пендраковского, 15—20 фильмов. Готова ли украинская сторона выставить столько же и такого же качества или выставит один фильмик, который потеряется среди российской массы? Не думать об этом сегодня со стороны представителей украинского кино, по крайней мере, легкомысленно.
Ведь наступает век всеобщей конкуренции, и чем дальше, тем больше Крым становится ареной соперничества России и Украины буквально во всех сферах жизни. ХХI век, несмотря на все прекраснодушные заявления о сотрудничестве и общих целях, будет веком конкуренции украинского и русского искусства, и ничего не делать для победы — все равно, что сразу отказаться от влияния на души людей на этом географическом пространстве и добровольно отдать территорию. Конечно, это дело не столько самого искусства, сколько политиков и организаторов в сфере искусства — министерств, правительства, парламента, администрации Президента, партий, наконец. Именно по этой причине восстановление Ялтинской студии не проблема искусства, а проблема политики. В целом незавидное положение нашего кинопроизводства и кинопроката для решения этой проблемы не имеет решающего значения, ведь состояние кино в России, как и экономики в целом, если сравнить ее масштабы с нашими, не намного лучше. Просто дело в том, считают в Крыму, что в Москве привыкли и умеют смотреть вперед, а в Киеве этому еще не научились…
Ялтинская киностудия никогда не будет основной базой украинского кинематографа, это понятно, однако без нее украинское кино будет значительно беднее, а возможности — ограниченнее. Да и отвергать то, что уже есть в руках, как-то глупо само по себе…
Получив материал нашего собственного корреспондента из Крыма, редакция связалась по телефону с заместителем министра культуры и искусств Украины Анной Павловной Чмиль и попросила прокомментировать сложившуюся на Ялтинской студии ситуацию и неучастие украинской стороны во встрече с делегацией из России.
Анна Павловна объяснила, что Ялтинская студия находится в коммунальной собственности и распоряжаться ею наше министерство не может, а денег, которые могли бы сегодня быть вложены Украиной в ее развитие, нет. Являясь членом Попечительского совета студии, она видит лишь положительный момент в том, что Россия готова вложить инвестиции в развитие этой студии. По мнению госпожи Чмиль, наша держава только выиграет от этого, получая доход от работающей, а не простаивающей киноиндустрии. Кроме того, по договору украинские кинематографисты смогут использовать эту базу для съемок. Финансы же предполагается сегодня вложить в акционирование и техническое переоснащение Одесской киностудии, которая должна тоже стать южной базой национального кинематографа.