UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТШУМЕЛИ ПЕСНИ НАШЕГО ПОЛКА…

Юбилей студии «Укркинохроника», который мы с таким волнением и старанием готовили, стал историей. Прошел он в меру торжественно, в меру ностальгически, с простодушной верой в будущее...

Автор: Елена Завгородняя

Юбилей студии «Укркинохроника», который мы с таким волнением и старанием готовили, стал историей. Прошел он в меру торжественно, в меру ностальгически, с простодушной верой в будущее. С 70-летием нас поздравил Президент Украины, отметив наши, надо полагать, прошлые заслуги в создании киноистории державы и народа. Были поздравления и награды от Министерства культуры и искусств и от Киевской горадминистрации. Сделали сами себе подарок и мы — документальный фильм «Retro», о ветеранах студии, о нашей молодости, о непростом сегодняшнем дне. Удачно и трогательно прозвучала в киноленте песня Булата Окуджавы «Отшумели песни нашего полка». Она как будто о нас, кинодокументалистах, пишущих историю страны на кинопленке своей кровью, нервами, своим талантом.

Как в старые добрые времена, вечер закончился принятием открытого письма, адресованого Президенту Украины Леониду Кучме.

«Для чего мы пишем кровью на песке…»

Когда-то люди ходили в кинотеатры. За билетами всегда были очереди. Ходили коллективно на самое массовое и любимое искусство. Кстати, эффективность влияния кинематографа на формирование сознания, особенно молодежи, была неизмеримой. И сегодня именно настоящий кинематограф мог бы стать авторитетной составной частью великой национальной идеи. Перед игровым фильмом, как правило, показывали кинохронику, в которой было спрессовано множество самой разнообразной информации, искусно сверстанной и осмысленной. Трудно назвать тему, которой бы не коснулись документалисты, создавая четкую киномозаику человеческого бытия на этой земле. На этом мы акцентировали внимание в открытом письме Президенту: «Благодаря старшим поколениям кинопублицистов, мы имеем сегодня уникальные кинодокументы о самых важных событиях общественно-политической, экономической и духовной жизни страны и народа почти за 70 лет. Их тысячи, этих кинодокументов, и каждый из них уникален».

Без знания доподлинной своей истории нельзя построить нашу новую жизнь. А хроникальные кинокадры дают для понимания эпохи не меньше, а иногда и больше, чем литература, живопись и даже история и социология. Ведь каждый кадр, снятый на кинопленке, является выразительнейшим документом своего времени, зримым, предметным, наделенным особыми психологическими и эстетическими качествами достоверности. Кинохронику, особенно старую, смотришь, затаив дыхание, ей веришь, она будоражит мысль и чувства. Да судите сами: 20-е годы — Кичкас Запорожского округа. Торжественная закладка Днепрогэса. Кинокадры начала бетонирования плотины, ставшие легендарными: рабочие ногами утрамбовывают бетон. Киноистория Тракторостроя — от первого колышка до первого трактора ХТЗ. Закладка памятника Тарасу Шевченко в Харькове. На первом камне надпись: «В день объявления международного конкурса на проект памятника Тарасу Шевченко — поэту-революционеру, борцу за социальное и национальное освобождение Украины». Заметьте, конкурс — международный, а не местечковый, келейный, как это сплошь и рядом бывает сейчас, а борец за освобождение — национальное, — и это в 1930 году! А сохраненные для нас живые кинопортреты деятелей украинской науки и культуры: А.Богомольца, А.Палладина, Е.Патона, Леся Курбаса, А.Довженко, И.Паторжинского, В.Касияна, М.Крушельницкого, И.Марьяненко, Остапа Вишни… Наша зримая, а потому самая достоверная история.

Какой тревогой веют на нас, сегодняшних, кинокадры последнего мирного Первомая 1941 года, который принимает легендарный И.Кирпонос. Не на такой ли кинолетописи воспитывать патриотизм, любовь к нашей Украине? И как горько адресовать Президенту слова обиды за то, что «на протяжении последнего десятилетия, пожалуй, самого интересного, интенсивного, достойного самого пристального внимания кинопублицистов периода становления независимого государства Украина наш опыт, наше умение, наш талант не были востребованы ни государством, ни обществом. И в киноистории нашей появился досадный, а может, и злоумышленный пробел».

Убеждены, что мы особенно нужны сегодня, когда в обществе налицо острый дефицит милосердия, порядочности, патриотизма, когда с экранов телевизоров выплескивается на молодые и не очень души море насилия, преступности, наркомании, безнравственности. А заменить зарубежный киносуррогат, практически, нечем. Мы могли бы противопоставить этому аморальному мусору качественный высокодуховный кинопродукт. Увы! Финансирование документального кинопроизводства, как милостыня, умереть не дает, но и жить нормально невозможно. Долго и безуспешно бьемся мы за перевод Украинской студии хроникально-документальных фильмов на бюджет. Ведь по сути своей, не может быть наша студия самоокупающейся, коммерческой. Это же ясно, как Божий день. Но, к сожалению, до Бога высоко, а до царя далеко.

«Нас осталось мало, мы да наша боль…»

Еще десять лет назад студия кинохроники напоминала кипучий, бурлящий котел. С раннего утра резво громыхал селектор, приглашая творческих работников на просмотры сюжетов, немых вариантов, на сдачу готовых копий фильмов и киножурналов. С «круга» уезжали на съемки десятки киногрупп. Коридор «директорского» этажа гудел как растревоженный улей. А сейчас — везде запустение, темень, печальная тишина. О волнующих нас опасениях мы пишем Президенту: «Сегодня мы крайне обеспокоены тем, что нашей студии угрожает беда. На глазах гибнет существенная часть национальной культуры — документальный кинематограф, который на протяжении семидесяти лет был главным летописцем истории жизни народа и государства. Больно сознавать, что буквально каждый день мы безвозвратно теряем киносвидетельства нашей неповторимой и такой насыщенной новейшей истории». Теряем мы и людей, кадры. Высококлассные режиссеры, операторы пошли торговать, чем придется, кочегарить, сторожить. Самые прыткие кинулись на телевидение. Там хоть работа есть, не бог весть какая интересная, но деньги платят, и больше, чем киношникам — у документалистов самая низкая в отрасли зарплата. На студии нас, самых преданных и стойких, осталось совсем мало. Боль от невостребованности, ненужности преодолеваем благодаря надежде на возрождение нашей альма-матер. Ведь не может быть такого, чтобы кто-то из власть имущих не понял, что мы все вместе обязаны оставить грядущим поколениям живой образ нашего времени, как были оставлены нам кадры становления Украины 20-х, 30-х годов, кинокадры Великой Отечественной войны, свидетельства чернобыльской трагедии. Но камеры наши зачехлены, кинопленку купить не за что, в транспортном цехе на ходу всего три машины. И мы, без вины виноватые за то, что не снимаем решительной, а часто и революционной, перестройки всей нашей жизни. И это наша самая большая гражданская боль. Мы просим Президента: «Примите меры, не дайте погибнуть документальному кинематографу, помогите нам выжить. А мы еще пригодимся государству, как это было в предыдущие десятилетия. Наши потомки должны воочию увидеть, в каких мытарствах, как непросто рождалась и утверждалась суверенная Украина. В конце концов и внук Ваш Роман, когда вырастет, должен иметь возможность увидеть и прочувствовать, как нелегко было его деду Леониду Даниловичу во времена его президентства строить новую Украину, строить светлую и достойную жизнь для украинцев».

«Все придет опять. Новые родятся командиры…»

Все должно в природе повториться. Если Леонид Данилович услышит наш взволнованный, полный надежды и мольбы голос и поможет обрести украинской кинодокументалистике второе дыхание, то наверняка новые родятся командиры и поведут кинематографический наш корабль в небывалый, достойный наших предтечь, путь. И предпосылки к этому есть. Вот уже четвертый год, как «Укркинохроника» приютила и содержит у себя кинофакультет Киевского института театрального искусства им. И.Карпенко-Карого. Будущие киношники активно набираются знаний, мастерства в надежде, что когда-нибудь они смогут их применить. Игровикам проще: на национальной художественной студии запускается больше проектов в расчете на фестивали, на телевидение, на прибыль. А документалистика — это идеология, это помощница государства в осуществлении его политики. Если бы только поняли это те, от кого зависит наша судьба: быть или не быть? Не хочется верить, что песни нашего полка отгремели.

P.S. Не знаю, попало ли наше письмо к Президенту. Прошло три месяца, а реакции никакой. Коллектив кинохроники ждет и надеется. Ведь, как известно, надежда умирает последней.