UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отражения: В воде и на суше

Во Французском культурном центре проходит выставка Катрин Ван ден Стин, выпускницы Высшей национальной школы искусств Парижа...

Автор: Екатерина Константинова

Во Французском культурном центре проходит выставка Катрин Ван ден Стин, выпускницы Высшей национальной школы искусств Парижа. Экспозиция называется «В свете мира». Ра­боты художницы отличаются необычной техникой: мадам Стин соединяет масляную живопись
с цифровыми фотографиями.

Впрочем, стиль Катрин Ван ден Стин некоторые критики называют «фигуративной абстракцией». Художница освещает жизнь в ее различных деталях. Она видит глубину, которую часто люди не замечают в водовороте будничности.

А вот сам метод соединения живописи масляной краской с предварительными съемками на цифровую камеру Катрин освоила во время пребывания в усадьбе Вилларсо в рамках мероприятий ассоциации La Source. Первая персональная выставка у нее прошла в 1987 году в Париже. После этого было еще десять «отчетов о проделанной работе».

Сейчас Катрин Ван ден Стин живет и работает в городке Сержи (25 километров на север от Пари­жа). И ее работа как художницы — это прежде всего «работа глаз». Она не пишет воображаемые образы. Не выдумывает иной мир кроме того, в котором живет. Она как бы ведет диалог посредством своих картин, рассказывая о быстротечности жизни, о неприметных на первый взгляд вещах.

Если вкратце изложить, над чем работает Катрин Ван ден Стин, то это «видение того, что человек не может преодолеть и чем он не может руководить». Например, это свет — как ни крути, а есть утро, день, вечер и ночь. То же самое с тенью. Далее — трехмерное пространство — длина, высота, ширина…

Названия работ мадам Стин просты и незамысловаты. Например, «Переход 1». Вот переходят люди дорогу по «зебре»… И в этом обычном действе тысяч людей виден каждый человек. Эти люди — личности, индивидуумы, а не толпа. А светотени, которые играют на асфальте, машинах, деревьях, превращают обычную улицу в некий «избранный уголок».

Художница из Франции первый раз в столице Украины. И за несколько дней Катрин уже успела сделать много фотографий нашего «стольного града». При этом надеется, что по возвращении на родину из этого материала получится занимательный цикл. «У вас солнечный город, — говорит художница. — Видно, что он развивается. Здесь переплетено много интересных горизонтальных и вертикальных линий. Чувствуется социально-экономическое развитие. Приятно удивляют цвета строений. Также ощущается присутствие и теплота людей. Между тем я заметила контраст между красивым историческим центром и, например, тем местом, где находится Французский культурный центр…»

Увы, Катрин Ван ден Стин невдомек, что между Крещатиком и улицей Горького, на которой расположен этот центр, контраст не так ощутим, как, скажем, между тем же центром и Троещиной.

Целую серию своих работ Катрин создала специально для Киева. Именно здесь она хотела «развить» карандаш и уголь: «Деревья, город», «Городские деревья», «После дождя», «Пейзаж, поле»…

Художница уверена, что не каждый может увидеть красоту мегаполиса, его линии — как симметрию, так и асимметрию. Но каждый может «развить» это видение. Нужно лишь время. Ведь техника Катрин — соединение фотографии и краски — дает возможность выделять основное из того пространства, в котором живем. Например, если вспомнить, как начинаются сумерки — многое, что мы видели, понемногу куда-то исчезает и теряется из виду. И наоборот свет позволяет предметам и материи существовать. То есть выйти из небытия и стать видимым.

Многие работы Ван ден Стин отличаются необыкновенно ярким светом и цветом. Как будто к каждой картине подключена электрическая лампочка — «Отражение парка» (№1 и № 2), «Архитектура, отражение-2», «Контражур», «Свет»…

На вопрос «ЗН», почему каждая работа мадам Стин называется столь просто, даже однозначно (например, «Пейзаж, поле», «Два кедра», «Городские деревья») художница ответила:

— Для меня «Кедр» и «Отра­жение» — это уже поэзия. Каждое слово несет определенную поэтику. Главное, что работы яркие. Я еще на этапе подготовки полотна улавливаю этот свет. Хочу, чтобы он шел к нам от каждой картины и возвращался назад. Так происходит некий энергообмен. Например, на картине «Архитектура, отражение-2» изображена городская префектура. Это здание мне нравится, хотя возведено оно давно. Но время его не портит. Рядом — небольшой бассейн… И вот я попыталась поймать «отражение» в воде всех этих вертикальных и горизонтальных линий. Поэтому сооружение в моем фотоисполнении выглядит совсем по-другому — дом на горе как некая твердь. И одновременно этот же дом изображен в иной плоскости — на воде.

— Катрин, а как сегодня живется художнику вашего ранга во Франции?

— О, это целая история! Здесь надо быть очень мужественным и не позволять себе многих вещей. Если ты художник, то должен только рисовать и не делать ничего другого… Живопись — это мой хлеб. Но, как правило, я быстро расстаюсь со своими творениями.

Если говорить о востребованности, то здесь бывает по-разному. Да, у знаменитых художников постоянно проходят выставки. Но во Франции немало художников, которые сталкиваются с трудностями. Ведь люди предпочитают современные визуальные проявления — например, видео, инсталляции. А живопись тем временем отходит на задний план. Что касается социального статуса и обеспечения художника, то с этим у нас проблем нет.

Главное — вовремя платить арендную плату за мастерскую. Если художник не может заплатить, тогда он вынужден ее покинуть. Но, как правило, выход всегда находится и проблема решается…

— Есть ли мастера, чьи работы вы хотели бы в первую очередь иметь в своем собрании?

— Мне нравятся многие художники. Но особенно — Рембрант и Малевич.

— В чем для вас заключается смысл жизни?

— Это прежде всего впечатления… Недавно я осознала всю абсурдность зла. Поэтому и обратилась к тому, что было проявлением живого, вечного. Вот уже два года я постоянно наблюдаю за природой, от которой мы получаем все составляющие нашей жизни на земле. Ведь именно об этом повествует и библейский рассказ о Сотворении мира, написанный много веков до нашей эры: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».