Современное искусство все труднее втискивать в привычные, но, увы, довольно жесткие рамки видов, жанров и техник. Может быть, нужно создать новую систему или вообще отказаться от всяких определений, кроме стилевых? Пока искусствоведы размышляют над этим, художники работают так, как чувствуют.
Творчество известного английского художника Эндрю Логана необычайно разнопланово. Основанный им музей скульптуры в Уэльсе уже не вмещает всех его произведений. Созданные им костюмы используют в работе певцы и режиссеры, ставшие легендами культуры ХХ века. Эндрю - автор перформансов, из которых, пожалуй, самый грандиозный - конкурс «Альтернативная Мисс мира», организатором которого он является.
Он превращает в произведение искусства все, с чем соприкасается, - обыкновенные предметы, интерьеры своих мастерских, собственную одежду и внешность. Очень любит свет и яркие открытые цвета.
Много путешествует, черпая вдохновение в народном искусстве разных стран, и недавно посетил Киев. Небольшая часть творчества Логана - коллекция фантастических украшений, демонстрировавшаяся на моделях, - составила отдельный показ в Центре развития моды.
Нам удалось встретиться с Эндрю Логаном, обычно не балующим прессу своим вниманием, и поговорить о его разнообразных проектах.
- Я работаю сам по себе, не придерживаясь никаких традиций. У меня нет определенного жанра, я не принадлежу к какой-либо школе и использую в своем творчестве любые материалы. В семидесятые годы я увлекался прежде всего цветами и другими растениями (в этот период Логан создал несколько трехметровых скульптур, изображающих цветы - розы или лилии. Некоторые из них при приближении к ним людей издавали музыкальную мелодию. - Авт.) А позже я обратился к людям и стал создавать портреты. Этот жанр привлекает меня и сейчас. Мне нравится сама идея создания портрета. Я выбираю очень интересных людей: художников, писателей, словом, людей искусства. Другие выбирают генералов и политиков, но я считаю, что люди творческие важнее для нашей цивилизации, потому что именно они остаются в памяти - когда вы вспоминаете Древнюю Грецию или Рим, вам же не приходят на ум мысли о тогдашних политиках или денежных мешках. К сожалению, этого не понимают в Англии, потому что здесь любят футбол, скачки и выпивку.
- Вы и скульптор, и художник, вы делаете украшения и создаете необыкновенные костюмы. Как в вас уживаются столь разные виды творчества?
- Как художник, я стремлюсь передать в своем искусстве творческий процесс как таковой. Для достижения этой цели я стараюсь изведать все возможности и работать во всех областях искусства. С моей точки зрения, художники, скульпторы и дизайнеры - участники единого творческого процесса. И я счастлив, что могу работать во всех областях сразу, в такой работе есть ощущение полноты. Можно обрести что-либо, работая в одном жанре, и затем это может вспыхнуть в неожиданном ракурсе где-либо еще. Идея в моде вполне может подтолкнуть к некой идее в скульптуре, а та, в свою очередь, может подсказать идею сценического представления. Я никогда не делаю набросков перед работой, я никогда не работаю над эскизом. Я все просто создаю, и в этом вся суть. Кстати, я «трудоголик», и когда я не в поездке, а дома, в Англии, я постоянно работаю.
- Вероятно, столь широкий творческий диапазон позволял вам сотрудничать с представителями других творческих профессий?
- Действительно, мои идеи часто использовались в кино или для видеоклипов. Одно из самых дорогих для меня «сотворчеств» - с Дереком Джарменом, с которым мы в середине 60-х вместе учились. Те годы оказались и для него и для меня во многом определяющими, в моей студии он снял свой первый фильм. С Дереком работалось очень легко. Людям нравилось работать с ним, потому что он был непринужденным и легким в общении, а кроме того, у него всегда было много идей. Позже я помогал ему в работе над костюмами к некоторым его фильмам. Впрочем, он и сам создавал костюмы и даже победил в 1975 году на конкурсе «Альтернативная Мисс мира». Еще я тесно сотрудничал с Брайаном Ино, да и сейчас продолжаю работать с ним. Работал я и с Фредди Меркьюри. Мне нравится сотрудничать с музыкантами, и я думаю, что им это тоже полезно. Хотя когда я был в Москве и Санкт-Петербурге, я видел художников, которые работают вместе с математиками и учеными - ничего подобного на Западе не происходит.
- Расскажите о придуманном вами конкурсе на звание «Альтернативная Мисс мира».
- Я бы назвал его сюрреалистическим артистическим представлением для развлечения всех членов семьи. В нем участвуют как мужчины, так и женщины, а в 1986 году в турнире принимал участие даже робот - «Мисс Роза Босом», который и стал победителем. В появлении механического «участника» не было ничего удивительного, так как в фокусе конкурса - трансформация, превращение мужчин в женщин, робота в женщину и т.д. Вообще же для участия в фестивале не существует никаких ограничений по возрасту, росту или полу.
Предусмотрены три номинации: одежда для повседневной носки, купальный костюм и вечерний туалет. Участники костюмированного конкурса оцениваются по манере поведения, внешности и оригинальности. Каждый участник готовит свой костюм самостоятельно. (А сам Эндрю готовит свой собственный костюм - «хозяина и хозяйки», на каждый конкурс новый. - Авт.)
Начиная с 1972 года, я организовал девять фестивалей, каждый из которых был посвящен определенной теме. Первой темой был огонь, а сам конкурс был показан в фильме «Большой всплеск». Еще один фильм о конкурсе был показан на кинофестивале в Каннах. В том случае темой конкурса были империи мира, и подиум был огромный, как улица. В 1985 году, когда темой была вода, победитель «Мисс Алдершот» появился в сопровождении марширующего оркестра и хора, состоявшего из пятисот человек. В следующем конкурсе темой была Земля, и первого места удостоилась вулканоподобная «Мисс National Geographic». Потом наступила очередь конкурса на тему «воздух», на котором блистала «Мисс Штормовой Порыв Ветра». На последнем конкурсе, тематикой которого было пламя, первое место досталось «Мисс Джеани де Аре», а второе «Мисс Россия». Я сам сделал для победителя «альтернативные украшения» - корону, плащ и скипетр.
На фестивальных шоу всегда присутствует атмосфера творческой импровизации, потому что предварительных репетиций не бывает. Я работаю с композиторами, мы подбираем музыку, а дальше все происходит само собой. До последнего времени конкурс «Альтернативная Мисс мира» всегда проходил в Лондоне, а затем повторялся в Японии, Австралии и Америке. Но я планирую расширять эту географию. Так, меня попросили провести следующий конкурс в Бомбее или Санкт-Петербурге.
- Участвовали ли когда-нибудь в конкурсе представители Украины?
- Мы были б только рады, если б кто-нибудь представлял Украину на фестивале! Мы никому не присылаем специальные приглашения, но и не делаем никаких ограничений - лишь один раз я вынужден был остановить выступление конкурсанта, который собирался умерщвлять на сцене живых цыплят. Я был бы в восторге, если б в конкурсе принял участие украинец.
- Конкурсы, выставки, проекты. Что заставляет вас вести столь активную творческую жизнь?
- Я совершенно открыт. И по мере того, как я становлюсь старше, эта открытость становится для меня все более важной. Мне есть что сказать, и я хочу поделиться этим. Фактически это передача своего вдохновения всем - я надеюсь, что мои работы вдохновляют. Я надеюсь также, что они подталкивают людей к творчеству, и для меня это очень важно, потому что я считаю, что внутри каждого из нас есть творческая искорка.
P.S. Этой весной в Киеве планируется выставка работ Эндрю Логана, на которой киевляне смогут более полно ознакомиться с его творчеством.