UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКРЫТЫЕ НЕБЕСА И СОГРЕТЫЕ ДУШИ

Новогодние и Рождественские праздники приходили в наши дома по-разному. Чего греха таить — обряды...

Автор: Зоя Вишневская

Новогодние и Рождественские праздники приходили в наши дома по-разному. Чего греха таить — обряды и обычаи в их изначальном виде мы подзабыли, хотя последнее десятилетие активно возвращает нас к исторической и национальной памяти, и все чаще от мальчиков-колядников можно услышать настоящую старинную колядку или щедровку. Даже в городах. Но еще далеко не повсеместно.

Поэтому картины заслуженного художника Украины Нины Марченко могут служить настоящей «живописной энциклопедией» обычаев нашего народа. В них живет столько извечно украинского, что в какой-то миг возникает ощущение, будто вот эта сельская хата похожа на родную бабушкину. И такие же вышитые рушники развешивает на весеннем солнце сельская женщина. А хозяин и хозяйка, которые на другом дворе лущат кукурузу, напоминают бабушкиных соседей тетю Марию и дядю Николая... И сама художница говорит, что главная тема ее произведений — Украина и женщина.

Чуть ли не каждый второй сюжет у нее — о народных обычаях и традициях. И рождественские праздники она с мужем Александром Волненко (тоже художником) частенько проводила в разных уголках Украины, от Полтавщины до Галичины, а потом эти наблюдения ложились на холст.

Цикл работ Нины Марченко «Праздники и будни» (картины и гобелены) сейчас экспонируется в киевском Центре работы с женщинами. А несколько полотен художницы в эти рождественские праздники киевский городской голова подарил другим народным мастерицам-киевлянкам — известной ткачихе Валентине Верес, мастеру по писанкам Зое Сташук, художнице Наталии Смаге и керамистке Алле Смаге, поэтессе Анне Чубач. Вручила их от имени Александра Омельченко руководитель Центра работы с женщинами Галина Гончарук. Именно в рождественские праздники, отметила она, когда люди особенно остро ощущают свою причастность к древним корням, хочется поблагодарить этих талантливых женщин, являющихся проводниками национального духа, поддержать их и поздравить. Они не только сами любят Украину — они открывают или возвращают ее другим.

Процесс творчества, напряженная работа души — интимны, наедине с собой. В то же время художественное произведение требует общества, ведь и создается оно для других. Так же, как картины Нины Марченко, захватывают своей красотой дивные рушники Валентины Верес, продолжающей и развивающей традицию матери — такой же известной мастерицы Анны Верес. Фирменные «вересовские» тканые изделия знает весь мир. От разнообразия писанок Зои Сташук рассыпается радуга, и среди сотен произведенией ни один рисунок на яйце не повторяется. Как не повторяются обереги — птицы, колокольчики, подсвечники, целые сюжетные панно — мастера керамики Аллы Смаги, работающей с цветными глинами, возрождающей гончарские и художественные традиции трипольской эпохи нашей истории. При этом она еще и профессиональный музыкант, и автор поэтических сопровождений к своим оберегам. Да и вообще, искусство — семейная традиция Смаг, поскольку и Наталия Смага — художник-график — развивает редчайшую технику «трипольского пульсара», или «бесконечника», и вводит такой пока еще довольно непривычный художественный прием, как графика, созданная словом, или шрифтовые этюды.

Удивительные работы народных мастериц видят, к сожалению, немногие ценители. Иногда (но довольно редко) Нину Марченко, Валентину Верес или еще кого-то из них приглашают в выставочные залы. Чаще знакомство с произведениями бывает камерным, в небольших помещениях. Например, организовать Трипольскую экспозицию Алле и Наталии Смагам предложили сотрудники Центральной библиотеки Деснянского района столицы. Самим же мастерицам часто не по силам организовать выставку — это недешевое удовольствие. Поэтому киевский Центр работы с женщинами и решил нарушить это «художественное одиночество», объединяя и привечая берегинь искусства, способствуя их общению, а также организовывая серию их выставок. А заслуженный мастер народного искусства Украины мастер по писанкам Зоя Сташук предложила здесь же, в центре, обучать своему самобытному искусству других женщин.