UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКРЫТИЕМ «КИНОТАВРА» ЗАПРАВЛЯЛ «ШУТ БАЛАКИРЕВ»

Стряхнуть с себя затянувшуюся в этом году зимне-весеннюю спячку Сочи помог «Кинотавр». Челночно з...

Автор: Светлана Короткова

Стряхнуть с себя затянувшуюся в этом году зимне-весеннюю спячку Сочи помог «Кинотавр». Челночно задвигались многочисленные машины и автобусы, свозя гостей и участников фестиваля в «Жемчужину», которая уже четырнадцатый год является уютным домом «Кинотавра».

На фронтоне Зимнего театра растянулся огромный экран, а перед ним ровными многотысячными рядами выстроились кресла для зрителей — почитателей фестивальных зрелищ. Их год от года становится все больше. Люди со всех концов страны едут отдыхать, чередуя солнечные и морские ванны с вечерним таинством свечения киноэкрана. Море приобретает глубокий синий цвет звездной дорожки, традиционно протянувшейся от «Жемчужины» к Зимнему театру.

И вот под восторженный рев зрителей, попирая ногами серебряные звезды, прошли в зал узнаваемые и любимые лица, носящие звездные имена. Поприветствовали присутствующих губернатор Краснодарского края Александр Ткачев и мэр города Сочи Леонид Мостовой. А потом все происходящее в зале транслировалось на большой экран.

Церемония началась минутой молчания — киномир прощался со знатоком «любви по-русски», известным артистом и режиссером Евгением Матвеевым. Затем ведущие — Ирина Лачина и Александр Флярковский — поочередно вызывали на сцену Богдана Ступку, возглавляющего жюри Х Международного кинофеста, и Валерия Тодоровского — главу основного жюри ХIV ОРКФ. Вместе с ним выносить вердикт будут: знающая вкус и цену слова Татьяна Толстая, тонко дифференцирующий звуки Евгений Дога, умный чиновник от кино Сергей Лазарук, «кинознайка» Андрей Плахов, утвердивший себя в молодой кинорежиссуре Дмитрий Месхиев, умеющий оценить графику кадра оператор Сергей Мачильский и украшение экрана и сцены актриса Екатерина Гусева.

В этом году открытие «Кинотавра» совпало с трехсотлетием града Петрова. Посему вполне закономерно было появление на сцене царя-реформатора Петра I и его супруги — первой российской царицы-немки — Екатерины. Образы героев последней пьесы заядлого кинотаврца Григория Горина «Шут Балакирев» воплотили, как и на сцене Ленкома, президент «Кинотавра», великолепный Олег Янковский и обладательница «Золотой маски» за вышеуказанную роль Александра Захарова. Они-то и вызвали на сцену своего шута Балакирева, который пронзительной финальной мелодией спектакля задал тон фестивальному марафону. Не выходя из образа, царь Петр разбил традиционную тарелку, и побежало, как в песочных часах, неостановимое фестивальное время.

Сегодня, когда я пишу этот репортаж, фестиваль находится в своем зените, половина фильмов уже представлена зрителям и жюри, но вторая и, как водится, лучшая — впереди. Поэтому отложу разговор об основной программе, «Панораме» и дебютах на обзор, сейчас лишь позволю себе сделать предположения о вероятных лидерах, которые интересно будет сравнить с вердиктом жюри.

К сожалению, на пути к кинотаврскому экрану тихо потерялись картины Сергея Соловтева и Алексея Учителя, несколько интересных дебютов и т.д. — сказывается нездоровая конкуренция в московских фестивальных верхах. Здесь, думается, свою роль могло бы сыграть Министерство культуры, в состав которого входит теперь Госкино, — во всем мире собственные картины в обязательном порядке представляются на национальном смотре, крупнейшим из которых является ОРКФ, что не мешает им затем участвовать в самых престижных международных киносмотрах как в своей стране, так и за рубежом. В кинотаврском же конкурсе соседствуют имена мэтров и никому не известных дебютантов. Безусловный претендент на приз если не жюри, то Президентского совета — фильм Эльдара Рязанова «Ключ от спальни». Думаю, среди призеров обязательно будет «Кармен» Александра Хвана и «Старухи» Геннадия Сидорова. Возможный претендент — «Кавказская рулетка» Федора Попова, не столько за кинематографические достоинства, сколько за тему и великолепную, как всегда, работу Нины Усатовой. Думаю, не останется за рамками внимания жюри зрелищное разноцветье «Второй невесты императора» — очередная серия «Тайн дворцовых переворотов» Светланы Дружининой. Правда, фильм вялый, событийно аморфный и больше походит на совместное выступление хора им. Пятницкого и ансамбля танца Игоря Моисеева.

Не рискну назвать предполагаемых лидеров «Панорамы», где жюри, состоящее из продюсеров, определит ему одному известные пристрастия простого зрителя, именуемого народом.

Пока же, на мой взгляд, главным событием фестиваля было празднование 40-летия фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Светлый образ девушки, бредущей под теплым дождем, незабвенного шестидесятника Геннадия Шпаликова по-прежнему притягателен до спазм в горле. По-прежнему насыщенный положительной энергетикой экран излучает в зал заряд константы добра. Повзрослевшие на сорок лет герои и создатели картины — Георгий Данелия и Вадим Юсов, творец дивной музыки к фильму Андрей Петров, Галина Польских и Евгений Стеблов, Алексей Локтев и Никита Михалков, спустившийся с поднебесья оскароносной славы в свое актерское детство, — все были равны, как когда-то на съемочной площадке, когда никто не знал, что они творят классику.

Просмотр картины «Я шагаю по Москве» — как глоток свежего воздуха, как теплый и скоротечный июльский дождь — всегда современен и всегда необходим. По окончании картины артисты снова поднялись на сцену, напевая известную песню, строка из которой дала название фильму, и весь зал стоя вторил им. Подумалось, хорошо бы устроить такой праздник киевлянам. Поверьте, это не ностальгия, просто желание, чтобы зритель увидел и смог снова оценить на большом экране настоящее кино и встретился с его героями.

На будущей неделе уже будут известны имена победителей, а пока — «Кинотавр» продолжается…