UA / RU
Поддержать ZN.ua

Открытая "Брама": баба Прися отправляется в поход со Славой

С 26 июля - старт в кинопрокате нового украинского фильма "Брама" от режиссера Владимира Тихого.

Автор: Екатерина Константинова

Авторы фильма, в частности драматург Павел Арье, актеры Ирма Витовская и Виталина Библив, рассказывают о громком амбициозном кинопроекте.

Во время съемок "Брамы" несколько пластов возрастного грима до неузнаваемости изменили лицо известной украинской актрисы Ирмы Витовской. Ее героине бабе Присе - почти 90. Несколько лишних десятков лет помогли добавить художники-гримеры Ирина Белина и Екатерина Струкова.

Уже накануне премьеры в соцсетях развернулся бурный флешмоб: молодая актриса в образе дряхлой бабы приглашает украинцев на фильм, который обещает людям мгновения катарсиса, некоего исцеления, причастности к высокому и вечному, а еще - хорошее настроение и незабываемые впечатления.

Как известно, Ирма Витовская играет эту роль и на театральной сцене. И за свою Присю в спектакле Стаса Жиркова актриса получила "Киевскую пектораль" как лучшая драматическая актриса.

В истории уже знаменитой бабы, которую мастерски выписал драматург Павел Арье (пьеса "В начале и в конце времен"), - отражение истории Украины. Ибо жизненный путь его героини пролегает через действительно исторические испытания - войны, коллективизацию, советизацию. И, наконец, - Чернобыль, зону отселения, где баба оказывается вместе с семьей…

- Ирма, как изменил актрису образ бабы-колдуньи, который она создала сначала на театральной сцене, а теперь и на экране? - первый вопрос Ирме Витовской.

- Собственно, баба Прися меня никак не изменила, потому что я, в принципе, очень солидарна с этим персонажем. На самом деле я и сама рождаю некоторые смыслы в толковании героини.

Да, может, Ирма и видит инструментарий для достижения тех или иных целей по-иному, чем баба Прися, которой драматург Павел Арье уже дал в руки некий инструмент. Возможно. Но и ее, и мое видение содержания и смысла бытия действительно очень похожи.

- Если говорить об этой героине, то в чем между двумя образами - театральным и экранным - наибольшее отличие, а в чем больше всего точек соприкосновения?

-Все же это довольно разные героини, разные бабы. Хотя актриса одна. Знаете, мне бы хотелось, чтобы на этот вопрос отвечал зритель, который видел (или еще увидит) наш спектакль, а также увидит и оценит фильм. Глазами зрителя и нужно воспринимать бабу, то есть образ на сцене и на экране.

- А ваш выразительный грим в "Браме" помогал в создании экранного образа, или, возможно, следовало играть с открытым лицом?

-Понятно, что язык кино совсем иной, чем язык театра. И без грима порой не обойтись. К тому же график съемок предполагал чрезвычайную физическую нагрузку: много времени шло именно на грим, дальше - напряженный период на площадке. Но, несмотря на некоторые жертвы, я счастлива, что участвую в этом проекте.

- Недавно вы гастролировали со "Сталкерами" в Чехии. Говорят, там очень тепло принимали историю о Присе. А есть планы на дальнейшие фестивальные поездки этой героини и этого спектакля?

-Знаю лишь одно: прекрасный и успешный спектакль Стаса Жиркова продолжит свою сценическую жизнь, обязательно будут новые фестивальные и гастрольные путешествия. Пока живу я, до тех пор будут жить и наши "Сталкеры".

- Известно, что после "Брамы" появятся несколько премьерных кинопроектов с вашим участием.

-Да, прежде всего это "Тайный дневник Симона Петлюры" режиссера Олеся Янчука. Премьера ленты - в начале сентября. Это очень важный фильм, который для многих откроет фигуру Симона Петлюры и его современников в трудные времена. Я играю его жену Ольгу. Образ чрезвычайно ответственный, ведь эта женщина была рядом с человеком, который создавал украинскую историю, и на ее плечи легло тяжкое бремя испытаний. Я старалась сделать образ жены Петлюры живым, не плакатным, искренним, теплым, даже несмотря на трагизм ее судьбы.

Еще одна лента, выход которой можно ожидать в 2019-м, тоже, надеюсь, будет интересной для зрителей - это работа молодого режиссера Антонио Лукича "Мои мысли тихие".

* * *

У бабы Приси (в пьесе, сценических версиях и на экране) есть беспокойная дочь Слава. Опять же на театральной сцене и на киноэкране ее играет актриса театра "Золотые ворота" Виталина Библив. Она уже видела ленту и делится впечатлениями.

- Лично мне фильм очень нравится. А что скажет зритель - услышим-увидим. Ведь премьера скоро. Впрочем, я убеждена, что зрителей наша история заденет и взволнует. Каждый найдет в сюжете Павла Арье что-то личное, свое. И, безусловно, для каждого будет понятным и важным месседж, который есть в пьесе, спектакле и фильме: "Бездеятельность - самый страшный грех!". Я тоже так считаю!

За то, что роль Славы сначала родилась на театральной сцене, за то, что ее очень полюбили зрители, конечно, я очень признательна режиссеру Стасу Жиркову, который никогда не требует, а творчески помогает создать сценический образ. Он чувствует актера и отталкивается от его природы.

До роли Славы у меня на сцене вообще не было похожих персонажей. Именно в этом и заключается специфика создания роли - я открывала новый мир новой для себя героини.

В фильме режиссера Владимира Тихого есть уникальная возможность показать не один какой-то возраст героини, а словно прожить несколько ее жизней… И это тоже особая ответственность, потому что есть экран - крупный план.

Несмотря на все, мне кажется, что Слава - женщина довольно слабая. Она не может самостоятельно что-то решить. На самом деле таких женщин у нас в Украине очень много. И если спросите, есть ли у этого образа какой-то определенный прототип, я скажу: "Нет! Моя Слава - только и только моя!" Просто на интуитивном уровне я добавила к ее портрету черты тех украинских женщин, которых вижу постоянно.

* * *

Жанровые особенности премьерной "Брамы" предполагают довольно широкий спектр - от комедии до мистического триллера. И, очевидно, в этом одна из сверхзадач, которые ставил перед собой кинорежиссер Владимир Тихий, работая над кинопроектом.

"Наше кино - история об апокалипсисе, который происходил с постсоветским пространством, - рассказывал еще перед съемками картины в интервью ZN.UA режиссер Владимир Тихий. - Первоначально даже была идея, чтобы бабу играл в фильме мужчина. Образ Приси для меня вообще рифмуется с кастанедовским Доном Хуаном. То есть это персонаж, который вышел на формат существования вне времени, когда энергетика не совпадает с возрастом.

Основная локация съемок "Брамы" не в самой Зоне, а в поселке Лучанки Житомирской области Овруцкого района. Это место близко по энергетике к тому, о чем писал драматург. В связи с Чернобылем ситуация в последнее время изменилась… Чернобыль стал популярным. И тамошние бабушки-самоселки - как звезды. Им живется даже лучше, чем в Лучанках.

В Чернобыле - нормальная дорога, к ним регулярно ездят туристы, помогают. Одним словом, у них абсолютно цивилизованный формат жизни.

А что касается нашей локации, то в Лучанках цивилизация полностью отступила. Маршрутка идет в одну сторону утром, и вечером возвращается назад. За полтора часа по поселку проезжает лишь одна машина.

Лучанки - на 60 процентов брошенные дома. Уровень радиации нормальный. Но село в свое время попало в зону отселения. Это село вымирает по другим причинам.

Полесье вообще уникально! Приехав в эту местность, мы сразу увидели всех наших героев - и Вовчика, и местных баб Прись, и Славу.

Мы купили там домик, в котором несколько лет никто не живет. Немножко его подрихтовали. Именно в доме происходит много игровых моментов. Например, когда Слава вспоминает, как они оказались на выселении

Вообще, эта история довольно камерная, но эпическая. Буквального почти нет. В "Браме" даже не поэтические образы, а, скорее, некоторые элементы бурлеска. Но не бурлеск для элиты, а понятный человеку из Европы или Америки".

* * *

Драматург Павел Арье долго шел к своей на сегодняшний день главной пьесе - "В начале и в конце времен". Было несколько версий, было разное видение сюжета. На создание этой истории оказала большое влияние поездка автора в Чернобыльскую зону.

- Павел, "Брама" накануне премьеры в Украине уже была на нескольких фестивалях…

-Мировая премьера фильма состоялась в декабре 2017-го на Таллиннском международном фестивале, одном из ведущих. И мне повезло побывать именно на фестивальном показе "Брамы" (фильм демонстрировали на киноэкране качества IMAX размером с пятиэтажный дом). Конечно, меня интересовало, сможем ли мы донести до иностранцев, а не только до нашего зрителя сугубо украинскую тематику. Сказать, что я волновался, - это ничего не сказать! Меня беспокоило, проникнут ли наш фильм и моя история в сердца фестивального зрителя, международной аудитории.

И уже на первых минутах просмотра небеса отблагодарили за все волнения и за все мучения при написании пьесы, а потом и сценария "Брамы". Потому что зрители в Таллинне мгновенно поверили нам. Смеялись, вздыхали, снова смеялись и грустили вместе с героями. Это были моменты счастья и единения со зрителем. За это, конечно, благодарю и режиссера Владимира Тихого, и весь бомбезный актерский состав.

- Официальных наград фильм на том кинофестивале не получил…

-Возможно, сыграло свою роль недовольство отдельных представителей "русского мира", которые также влияют на фестивальные расклады. Возможно… Зато наша картина получила другую чрезвычайную награду: "Брама" - едва ли не единственный фильм, на все показы которого билеты были распроданы полностью. На него невозможно было попасть!

- Если в нескольких словах, с позиции драматурга, - о самом существенном. Уже не в "Браме", а в сценических версиях на основе вашей пьесы - в спектаклях Жиркова, Виктюка, Кравчука.

-Сложный вопрос! Точно не для нескольких слов. Но попробую. Например, в спектакле Романа Григорьевича Виктюка самое существенное - неизменность и касательность всех времен. Его спектакль похож на греческую трагедию, в которой ты с первого момента знаешь, что придется в конце плакать. Но и тут Мастер держит зрителей в напряжении, заставляет не отпускать далеко свои ожидания: "А вдруг на этот раз все закончится не горем, а счастьем… А вдруг вот сейчас случится чудо - и..." И действительно, чудо в спектакле Романа Григорьевича происходит.

У режиссера Стаса Жиркова, конечно, есть его уникальное сценическое мастерство поселить смешное рядом с трагическим, а трагическое - рядом со смешным. Стас - театральный маг, он умеет раскрыть рядом с одним реальным миром еще множество других миров (параллельных), которые и предполагают в себе сущность Текста. Даже ту сущность, которую, как мне казалось, я сумел тщательно скрыть, оставив ключи от этой тайны лишь самому себе. Стас нашел эти ключи!

Алексей Кравчук поставил спектакль о бабе Присе во Львове. И эту постановку я люблю не меньше, чем две первых, еще и потому, что там играет выдающийся украинский актер Олег Стефан. Это актер, равных которому во Львове нет и не скоро будет. Режиссер Кравчук точно и харизматично подошел к тексту пьесы, ее языку и визуализации авторского видения. Это большое достоинство режиссера, ибо его спектакль умудряется не проиграть в поединке с аутентичностью текста.

- Говорят, ваши "Времена" - рекордсмен по количеству постановок.

-Уже даже трудно сосчитать, сколько театров взяли в работу эту пьесу. Наверное, театров пятнадцать по всему миру. Кстати, вскоре премьера в Кракове.

- А если вернуться к фестивальной судьбе "Брамы", то где эта лента была, кроме Таллинна? И почему фильм Тихого так и не попал ни в одну из программ нынешнего Одесского международного кинофестиваля?

-Да, после Таллинна в марте был Венский кинофестиваль. А Одесский должен был стать третьим. Но команда творцов "Брамы" и оргкомитет Одесского кинофестиваля разошлись в своем видении уровня участия фильма в фестивальных программах. Коротко говоря, нам предложили быть на разогреве. И мы попросили поцеловать нас сами знаете куда. На том и разошлись.

Из того, что я знаю, якобы пытались уговорить команду фильма приехать в Одессу в качестве посмешища, этаких бедных родственников. Слава Богу, никого не уговорили! Ведь режиссер Владимир Тихий - человек опытный, обмануть его не так легко. Конечно, я убежден, в связи с нашим фильмом была еще и некоторая политика. Но вникать в это не очень хочется.

Как по мне, было бы самоубийством согласиться принимать участие в нестатусном, хотя и пафосном кинофестивале. И это после того, как фильм попал на престижный Таллиннский фестиваль. К тому же фильм создала неординарная творческая команда. В частности Тихий - лауреат Шевченковской премии этого года. А еще есть непостижимые Ирма Витовская, Виталина Библив и один из мощнейших львовских актеров Ярослав Федорчук.

- Какими другими вашими пьесами интересуется кинобизнес? Есть ли в планах робота над оригинальными киносценариями?

- Как раз речь идет о сценарии "Слава Героям", но пока что ничего не могу сказать конкретно. Ну, и уже зимой, даст Бог, увидим на украинских телевизионных экранах сюрприз - очень неожиданный сериал. Съемочный процесс вот-вот стартует. К созданию этого сценария в большой степени приложил руку и я. Но говорить обо всем подробнее пока что не имею права. Пусть снимут сначала.

Титры "Брамы"

Режиссер - Владимир Тихий. В фильме снимались: Ирма Витовская, Виталина Библив, Ярослав Федорчук, Дмитрий Ярошенко, Дмитрий Тубольцев.

Оператор-постановщик - Слава Цветков, художник-постановщик - Владимир Любий, композитор - Антон Байбаков, художник по костюмам - Елена Гресь, режиссер монтажа - Игорь Косенко.

Продюсеры фильма - Игорь Савиченко, Марк Супрун, Владимир Тихий, Владимир Филиппов. Постпродакшен-продюсер - Алексей Москаленко.

Бюджет ленты - 17,44 млн грн.

"Брама" является победителем 8-го конкурсного отбора Госкино. Фильм создан компанией Directory Films при поддержке Госкино совместно с компанией "Бедлам Продакшнс" и Mental drive studio.