UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отчаянный крик украинской музыки

Лет десять тому назад, когда мне пришлось быть в Лувре, как раз открылось новое крыло. Роскошное и богатое французское искусство вызывало восторг...

Автор: Ирэна Стецура

Лет десять тому назад, когда мне пришлось быть в Лувре, как раз открылось новое крыло. Роскошное и богатое французское искусство вызывало восторг. У меня все время стояли перед глазами украинские сокровища — выдающиеся произведения искусства, покрывавшиеся плесенью в мокрых подвалах музеев. Сердце от этого щемило...

Подобные чувства охватили меня и недавно, когда шла трансляция прощания нашей олимпийской команды перед отъездом в Турин. Наши спортсмены в замечательных костюмах выглядели выпестованными, уверенными в своих силах — и приветствовал их сам президент. Прекрасно, что государство и Олимпийский комитет отнеслись с уважением к олимпийской церемонии. Когда они вернулись с медалями — их ждали автомобили и квартиры в награду. Так и должно быть.

Но кто беспокоится о судьбах наших «культурных олимпийцев» — музыкантов, беспомощно стоящих на перекрестке дорог: или ехать за границу, или остаться дома и погибнуть? Тишина. Ни рынка, ни перспектив. За исключением двух или трех фестивалей в году. А в мире проходит своя культурная Олимпиада. Только мы в ней участия не принимаем. И очень жаль. Ведь у нас невероятный потенциал.

В Украине очень печальные реалии показывают, как выглядит наш мир академической музыки. Если вспомнить, что украинская музыка малоизвестна или вообще неизвестна в мире, что наши музыканты вынуждены выезжать за границу, чтобы выжить, что в наших магазинах нет ни нот, ни музыкальных записей, что нет звезд академической музыки, зато в филармониях десятками выступают соседние, что мы, словно парализованные, ожидаем каждую копейку от государства, в то время как культура вполне может существовать на принципах самофинансирования — есть над чем размышлять и работать...

Пришло время понять, что самое важное — это рынок. У нас он отсутствует. Тысячи артистических и концертных менеджмент-фирм двигают всем музыкальным миром и таким образом создают рынок — одни заказывают (так называемые презенторы, то есть залы, оркестры, организации), а артистические менеджмент-фирмы предлагают им артистов, которых они представляют. Начиная уже со «среднего уровня», каждый артист имеет своего менеджера (не продюсера, как привыкли говорить в нашей поп-музыке), который представляет исполнителя на мировом рынке и «продает» его, а также заботится о развитии дальнейшей карьеры. Англия, Германия, Франция имеют свыше 200 артистических менеджмент-фирм каждая, в России их около 50, в Швейцарии — 40, в малых странах, таких как Бельгия, Нидерланды или Чехия, — по 20 в каждой. У нас же нет ни одной аналогичной! Как будто мы в мире не существуем. В Украине вообще нет рынка. Поэтому наши артисты вынуждены выезжать за границу, а к нам из числа всемирно известных музыкантов не приезжает почти никто. Но основать подобный артистический и концертный менеджмент и начать работать можно уже сегодня.

Второе очень важное дело — пестование талантов. Каждый наш талант пробивается своими силами, без поддержки или даже заинтересованности со стороны государства или меценатов. Доходит до того, что еще студентами выезжают в поисках пристанища. В мире каждое государство дорожит своими талантами и в атмосфере ожесточенной конкуренции делает все для их продвижения. Мы же даже не знаем, куда рассеялись наши таланты. Только получаем весточки: то там кто-то выиграл международный конкурс (настоящий международный, а не как у нас, когда съехались студенты из трех стран СНГ — и это уже «международный»), то там выступил на престижном концерте или в опере... Большего игнорирования отечественных артистов нельзя и представить.

Во всех странах мира есть мощные международные информационные центры, где можно получить информацию о национальной музыке, композиторах, найти нужные ноты, записи. Если вы заинтересовались определенным произведением, вам его тут же присылают. У нас, к сожалению, ничего подобного нет. Но даже если бы такой центр существовал — чем его заполнить? Ноты у нас не печатают уже десятки лет — нет ни старых, ни новых. Коммерческие (то есть такие, которые в продаже) записи украинской академической музыки на компакт-дисках вообще отсутствуют, разве что отдельный композитор сделает запись концерта своего произведения и имеет его в одном экземпляре, который он может дублировать. И чем обслуживать возможный информационный центр? А начинать работу над этим проектом нужно обязательно. Следует решить, какие произведения печатать, записать на компакт-диски. Наша музыка XVIII, XIX и начала XX ст. почти не издана на компакт-дисках. И потому общество считает, что ее не существует. Однако все наоборот. Украинская музыка достигла высокого уровня, и если бы она надлежащим образом рекламировалась, то была бы одной из первых в мире.

Поддержка музыкантов и композиторов, практикуемая во всем мире, у нас, как уже упоминалось, отсутствует полностью. Композиторам и исполнителям нужна помощь информацией, финансами при выездах на конкурсы или во время зарубежного исполнения их произведений. Сегодня, как известно, для признания недостаточно «быть одним из лучших». Нужно иметь огромные связи и толчок от своего государства, чтобы чувствовалась сила. Иначе «более сильные» раздавят (именно так нередко и происходит с нашими музыкантами). Нужно, чтобы наша музыка звучала в залах как в Украине, так и за рубежом. Серьезных гастролей по Украине почти нет. Некоторые выскакивают за границу, но украинскую музыку они там не исполняют. За исключением авангардной и нескольких современных авторов, с небольшими исключениями другая наша академическая музыка не утвердилась из-за ее недоступности. Она или не опубликована, или просто утеряна. Вообще записи на компакт-дисках обязательны для всех исполнителей — оркестров, солистов и композиторов. Чтобы презентовать артиста или композитора, нужно предложить его диски. В большинстве случаев их не существует. Но это прерогатива номер один — без нее исполнитель или композитор и вообще украинская музыка не могут существовать.

Еще нужен мощный пиар-центр, где могли бы представить себя миру. «Старшим братом» давно уже «захвачены» Бортнянский, Березовский, Ведель, изданы записи музыки и книги о них как о русских композиторах. Если не поспешим обоснованно опровергнуть это — так и будет...

Думает ли кто-нибудь об официальной системе своих звезд академической музыки? Те, кто еще не уехал, не могут развиваться из-за отсутствия рынка. Как известно, наша Национальная филармония ежегодно приглашает десятки московских звезд времен СССР, а отечественная публика делает свои выводы... Только в марте в филармонии наш Фонд содействия развитию искусств поддерживает три концерта (в феврале тоже три) московских артистов, зато украинского — ни одного.

Нужно создать и научно-исследовательский центр для поиска, расшифровки, публикации и записи на компакт-дисках произведений украинских композиторов. Произведения многих украинских авторов разбросаны по миру (Россия, США, Польша, Чехия). Судьба многих из них неизвестна: были они напечатаны или остались только в рукописях? Эта страница культуры так и не стала достоянием государства. С целью исправления ситуации нужно провести учет (инвентаризацию) всей украинской музыкальной литературы в Украине и мире (насколько возможно) и начать работу над изданием музыкальных произведений, готовых к печати, а другие готовить к опубликованию. Что касается украинской музыки эпохи барокко и более ранних периодов, то следует продолжать расшифровывать ее и сводить голоса, а также вести подготовку к печати. Процесс «отчитки» украинской музыки эпохи барокко нужно рассчитывать на десятилетия, ведь только в Киеве этих рукописей — полторы сотни, столько же во Львове. Для Украины и для мира эта «найденная» музыка станет настоящим чудом.

Чтобы реформировать парализующую советскую систему управления культурой, по которой уже никто, кроме нас, в мире не работает, нужно изучать и внедрять мировые стандарты и опыт менеджмента культуры и перехода на рыночную систему экономики в культуре. Советская система предусматривает стопроцентную зависимость от государственного финансирования, поэтому стоит начинать учить людей, как постепенно отходить от нее и как зарабатывать деньги для своих заведений, не дожидаясь копеек от государства. На Западе это все давно отработано.

Над некоторыми проблемами, как, например, организация менеджмента артистов, создание рынка для музыкальной жизни в стране, можно начинать работать уже сейчас. Это поможет сдержать, хотя бы частично, утечку наших музыкантов за границу.

Единственное, что имеем в нашей академической музыке, — это таланты. Но вместе с тем знаем: если алмаз не шлифовать, он останется просто камнем. Если талант не лелеять— он просто не состоится как талант.

Я более чем согласна с госпожой Оксаной Забужко, что у нас в культуре катастрофическое положение и что «разработка программы стратегических реформ на всех участках гуманитарного развития — это сегодня, без преувеличения, дело национального спасения».