UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ПРОЛОГА К ЭПИЛОГУ

Как и подобает роману на театральную тему, фестиваль «Київ травневий» обзавелся прологом и эпилогом...

Автор: Елена Раскина

Как и подобает роману на театральную тему, фестиваль «Київ травневий» обзавелся прологом и эпилогом. Пролог начался с освятившего фестиваль ритуала: тибетские монахи построили мандалу — символическую модель вселенной из песка и мраморной крошки, чтобы потом благополучно сбросить построенное в Днепр. Таков ритуал — мандалу нужно соорудить, а потом принести в жертву реке. Подобное бескровное подношение, как утверждают монахи, послужит благополучию Киева и объединит его жителей. Не знаю, как с общегородскими масштабами, но фестивальную публику такое начало сплотило. По крайней мере — до открытия.

Фестиваль торжественно открылся 19 мая театральным парадом на Крещатике. Пока на главной улице города проходила запоздавшая первомайская демонстрация во имя искусства, на горе Дитинке запускали воздушных змеев и неофициально веселились. Но еще до открытия многие приехавшие на фестиваль коллективы успели показаться публике. Кипрская труппа из Satiriko Teatro (Никозия) привезла «Короля Лира», а чешский театр «Sco.stage code» (Прага) — очаровательные вариации на тему любовного путешествия.

После жутких шекспировских страстей, да еще и в аффектированном исполнении киприотов, отрадно было понаблюдать за мирным путешествием чешской любовной лодки, которая, слава Богу, не разбилась о быт. Приступив к исследованию любовного ритуала, Филипп Шенкер и Даниелла Ворачкова, как и Александр Дюма-сын, разоблачили некоторые тайны «доброй богини». Женщина — грозная укротительница на арене любовных страстей, мужчина — укрощенный поневоле... Эти ритуальные роли влюбленной пары обыгрывались в забавных мизансценах и приобретали новый, пикантный оттенок. Впрочем, как сказал перед спектаклем генеральный директор и художественный руководитель фестиваля А.Кужельный, «чехи всегда привозили в Киев что-то необыкновенное...» Не подвели братья-славяне и на этот раз.

Швейцарец Филипп Шенкер и чешка Даниелла Ворачкова — создатели собственной театральной компании, разрабатывающей и реализующей независимые театральные проекты с элементами пантомимы, уличного перформанса и кабаре. «Together forever» (любовное путешествие) — последняя постановка театра, премьера которой состоялась в декабре 2000 года. Путешествие влюбленной пары — от флирта до мирной супружеской старости — предстает выверенным и в то же время чреватым сюрпризами ритуалом. «Все было встарь, все повторится снова» — разница только в милых пустячках, которые и составляют главную прелесть вояжа.

Кипрский Satiriko Teatro (художественный руководитель — Стелиос Кафкаридес) работает в основном с античной драматургией и европейской классикой — от Шекспира до Беккета. Тем не менее, судя по «Королю Лиру», — это так называемый театр на котурнах, в котором не стыдятся излишней аффектации. Кстати, одна из площадок кипрской труппы — амфитеатр, сохранившийся на острове с античных времен. На такой площадке страсти без ограничений и отступлений вполне естественны, но на киевской сцене выглядели диковинкой.

21 мая состоялась столичная премьера нашумевшего спектакля «У.Б.Н.» (режиссер — Мирослав Гринишин). Несмотря на опасения труппы и режиссера, показ спектакля в рамках фестиваля не был сорван и запрещен. Правда, как выяснилось, искусства в этой постановке мало. «У.Б.Н.» разительно напоминает агитку, бесспорно — актуальную и злободневную, но никак не эстетический феномен. Этакий Маяковский, окончательно наступивший на горло собственной песне ради искоренения зла злом...

Впрочем, пострадало не только искусство, но и общечеловеческие ценности — в «У.Б.Н.» их принесли в жертву национальным. Спору нет, патриотизм — дело хорошее, но проклинать из-за него Бога и губить собственную и чужие души явно не стоит. Что-то уж больно мелко — истина в национальном масштабе... А как же — «несть ни эллина, ни иудея»? Спектакль изобиловал цитатами из Шевченко, причем наряду с классическими, далеко не самыми лучшими и выигрышными. Впрочем, мы, как всегда, подражаем гению в его ошибках или того хуже — грехах. Неужели потому, что на большее неспособны?

Театральный роман под названием «Київ травневий» продолжается. Киевлян ожидает еще немало приятного, например — спектакль Марселя Марсо. Скоро строчку из Высоцкого «И сам Марсель Марсо ей что-то говорил...» можно будет отнести ко всем нам.