UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ПЕРЕМЕНЫ СЛОВ МЕСТАМИ

В унисон с Днями украинской культуры во Франции с 16 по 26 сентября проходил Х фестиваль «Est-Quest» в небольшом городке Ди...

Автор: Алексей Кужельный

В унисон с Днями украинской культуры во Франции с 16 по 26 сентября проходил Х фестиваль «Est-Quest» в небольшом городке Ди. Он произвел большое впечатление на зрителей, участников, организаторов, как бы зримо излагая мысль Сковороды - «познать мир можно не выходя из дому, а вот чтобы познать себя, надо обойти весь мир».

Героями предыдущих фестивалей были Польша, Грузия, Литва, Албания... Продекларированная в названии идея связи Запада и Востока свидетельствует о собственном взгляде организаторов на географическую суть этих понятий.

Собственный взгляд был и критерием отбора участников. Присутствие Ю.Ильенко и К.Муратовой, представлявших свои знаменитые фильмы, трио «Золоті ключі» (Н.Матвиенко, Н.Миколайчук, В.Ковальская), бандуриста Р.Грынкива - было ожидаемым. Выставка плетеной из лозы скульптуры Т.Бабак и художественного стекла Ф.Черняка стали свидетельством живой национальной традиции в современном прикладном искусстве. А трио И.Измайлова (Симферополь), использующее в своем творчестве татарский фольклор, рок-ансамбль «Мертвий півень» (г.Львов), пианист-виртуоз Ю.Кузнецов и джазовая певица Т.Боева, дуэт Л. и И.Георгиевых (скрипка и аккордеон) - все из Одессы, - были приятной неожиданностью, объяснившей перемену слов местами в традиционном словосочетании «украинская культура» - на «культура Украины».

В среде украинской делегации возникло общее ощущение, что главным принципом отбора стал показатель «конвертируемости искусства». И действительно, творчество вышеназванных коллективов и исполнителей абсолютно понятное без перевода, самой душевной сутью своей сумело представить традицию и наваторство в нашем искусстве, дух страны, ставший независимой и уверенно обретающей свою гражданскую полноценность в мировом сообществе.

Это очень сильное чувство. С каждым выступлением видишь, как сочувственно-доброжелательный взгляд на тебя меняется от заинтересованно-удивленного к восторженно-почтительному. И уже не предлагают, как это было лет пять назад во всех заграницах, поношенную одежду в подарок, не пытаются накормить на всю оставшуюся жизнь и облагодетельствовать долларами десятью для полного счастья.

Слава Богу! Ведь достижения в искусстве во все времена опережали экономический рост. Так, что, глядишь, после наших культурных десантов, может, и на нашу экономическую состоятельность переменится взгляд иностранца. Два слова о театральном искусстве, которое было представлено абсолютно разностильными спектаклями - Д.Богомазова «Немного вина, или Семьдесят оборотов» по новеллам Перанделло и «Федра» Ж.Рассина - мастерской театрального искусства «Сузір'я».

Театру трудно соперничать в доступности по сравнению с музыкой, пением, кинематографом. Многие во Франции считают, что этот вид искусства вообще вымирает. Впрочем, в городке с пятитысячным населением оборудуется второе помещение для театра мест на 250-300.

На «Федру» многие зрители пришли с томиками Рассина и долго выясняли, что означает «грає виставу Л.Кадирова, автор вистави О.Кужельний. «Кто Ипполит? кто Федра? кто Арисия? кто Тесей?».

Но форма спектакля (основной предмет-символ - нить Ариадны, из которой сплетаются декорации), традиционное для украинского театра музыкально-драматическое существование (композитор В.Ракочи) утвердили правомочность моноспектакля по многофигурной пьесе и актуальность классицистической манеры актерской игры.

Нашим коллегам оказалось труднее донести содержание спектакля, базирующееся на тексте. Русский язык был так же непонятен, как украинский, но искрящаяся молодость артистов создала прекрасные моменты эмоциональной близости со зрителями.

Теперь об организаторах фестиваля или, точнее, о фестивале организаторов. Постоянное умалчивание в приглашениях на фестиваль об условиях его проведения превратилось из сомнения в абсолютное доверие после многократных отборочных просмотров представителями оргкомитетов. А показавшееся поначалу дерзостью - размещение всех участников делегации в частных домах - с первых же дней стало изюминкой фестиваля. Ключи от домов в этом городке прячут под ковриком у двери, по вечерам зажигают камины, ухоженные сады изобилуют виноградом. На торжественные обеды с артистами каждый раз собиралось по 600-700 человек.

И дело не в скромной плате, ибо угощение было ей под стать, а в желании пообщаться с людьми из неизвестной страны. Весь город здоровался с нами, то ли узнавая по бейджикам, то ли уже угадывая в нас что-то неповторимое. На прощальном обеде Н.Матвиенко дирижировала мощным хором добровольцев, певшим на украинском языке «Цвіте терен». И выходит, что можно «знаться з любов'ю і горя не знати» и очень нужно, чтобы и маленький городок Ди с историей в полторы тысячи лет открыл для себя великую Украину - ибо нет провинции в культуре, и так важно понять всему миру, что каждый живущий в нем человек - ЧЕЛОВЕК.