UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ ГИМАЛАЕВ — УКРАИНЕ

В Киевском музее русского искусства развернута выставка «От Гималаев — Украине», посвященная 100-летию со дня рождения Юрия Рериха...

Автор: Николай Скиба

В Киевском музее русского искусства развернута выставка «От Гималаев — Украине», посвященная 100-летию со дня рождения Юрия Рериха. Ее экспозиция органично соединила экспонаты из трех музеев — одного московского и двух киевских. Это прежде всего 60 картин Николая Рериха из серии «Гималаи» (1937—1947 гг.), выполненных темперой на картоне, и 10 работ его младшего сына Святослава Рериха из собрания Международного центра-музея им. Н.К.Рериха (г.Москва). Из фондов Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко представлена подборка тибетской религиозной живописи и скульптуры. Четыре холста представляют дореволюционный период творчества Николая Рериха — два из них («Колдуны» (1905) и «Святой Николай» (1916)) из фондов Киевского музея русского искусства. Другие две работы — из частной коллекции Елены Ступиной. Экспонируются также архивные фотографии из собрания Украинского Рериховского общества, являющегося организатором выставки.

Встреча таких географически далеких и, на первый взгляд, непохожих культурно миров, как Украина и Индия, Украина и Тибет, — кому-то может показаться сплошной экзотикой. Тем не менее, при определенных условиях, такое объединение оказывается абсолютно естественным, логическим, гармоническим. Все зависит от конкретного личностного опыта тех, кто оказывается в центре пересечения этих миров. Культурный опыт семьи Рерихов оказался соизмеримым представшей в глобальном масштабе проблеме Восток—Запад, достаточным для того, чтобы предложить свое решение этой проблемы. «Рерих был глубоко убежден, что сближение Востока и Запада приведет к возрождению и того и другого», — считает лауреат Международной премии им. Джавахарлара Неру индолог Л.Шапошникова.

Большая заслуга в этом процессе принадлежит Юрию Николаевичу Рериху, старшему сыну Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, выдающемуся востоковеду, этнографу, историку, лингвисту, блестящему знатоку многих восточных языков и диалектов. Во времена хрущевской «оттепели», в 1957 году, он переезжает из Индии, где длительное время жила и работала семья Рерихов, в тогдашний СССР, осуществляя тем самым заветное желание своих родителей (их к тому времени уже не было в живых) возвратиться в Россию. Юрий Николаевич получает назначение в Институт востоковедения АН СССР, где заведует отделом философии и истории религии Индии. Его возвращение реанимировало практически уничтоженную школу русского востоковедения. Старшему сыну Рерихов также удалось возвратить на Родину часть философского, литературного и художественного наследия своих родителей, а главное — снять негласный запрет с самого имени Рерихов. По инициативе и при участии Ю.Н.Рериха, который привез на Родину свою часть наследства, устраиваются первые выставки картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, сначала в Москве, а затем — во многих городах бывшего СССР. Как и сейчас, тогдашняя выставка картин в Киеве была развернута в Киевском музее русского искусства в декабре 1958 — январе 1959 гг.

Научный путь Юрия Рериха начинался в атмосфере родительского дома, наполненного напряженным трудом мысли и согретого любовью. Богатейшая библиотека, изысканная коллекция нидерландской живописи XVII ст., одна из самых больших в России частных археологических коллекций (только каменного века насчитывалось около ста тысяч единиц), совместные путешествия, посещения музеев и театров — со временем все это отразится в облике ученого особым аристократизмом и глубиной мышления. А еще всех Рерихов объединяли смелые стремления и красивые мечты. Мечты, которые стали реальностью. Одна из них и определила судьбу Юрия Рериха. Ища истоки и первоосновы славянства, Рерихи все чаще обращали свой взгляд на Восток. Перед ними открывалась захватывающая и грандиозная картина исторической динамики. Беспрерывные этнические миграции, династические соглашения и военные походы, дороги паломников и купцов живой пульсирующей цепочкой поколений связывали два самых больших цивилизационных центра — Околосредиземноморский и Центрально-Азиатский — в единое целое. Даже обменивались культурными дарами. Украина оказалась на перекрестке этих дорог, где Восток и Запад подавали друг другу руку в метаисторическом диалоге. Для Рерихов же Украина стала заметной и незабываемой вехой на их большом «индийском пути».

Знаменательным для Николая Рериха стало посещение в 1911 году выставки индийских древностей в Музее Чернусского в Париже, где выставлялись снимки фресок буддийских пещерных храмов Аджанты, сделанные В.Голубевым. Дружба и общий интерес к Востоку связывали этих двух людей еще со времен учебы в Петербургской гимназии Карла Мая. И вот теперь, на выставке в Париже, для Рериха впервые прозвучало слово «экспедиция». Идея поиска звеньев связи между индийской и славянской культурами обрела четкие очертания. Тем не менее исследователей объединяла не только любовь к Индии, но и Украина.

Для нас важным является то, что как раз благодаря В.Голубеву на украинской земле появилось одно из самых больших мозаичных творений Рериха — композиция «Покрова Пресвятой Богородицы» над западным порталом церкви в Пархомовке, сооруженной как усыпальница известного украинского мецената Виктора Голубева, отца востоковеда В.Голубева.

Глубоко символическим является также то, что как раз в Киеве, в собрании Музея искусств Богдана и Варвары Ханенко, оказались две вещи тибетского происхождения, которые отозвались в жизни Рерихов голосом Судьбы. Речь идет о парных музыкальных инструментах — трубы канлинг (они экспонируются на выставке, о которой идет речь), подаренные в 1913 году П.Козловым Н.Рериху, о чем свидетельствует соответствующая дарственная надпись. По мнению украинского тибетолога О.Огневой, подарок Петра Козлова, который до этого побывал с экспедицией в Монголии, где имел аудиенцию с Далай-ламой ХІІІ, связан со строительством буддийского храма в Петербурге. Художественное оформление этого храма выполнялось под руководством Николая Рериха. Инструмент (канлинг), звук которого воспроизводит ржание чудесного коня, который призывает приносящего новое учение учителя, — считает О.Огнева. Таким образом, подаренные Козловым вещи имели знаковый характер. Добавим, что для семьи Рерихов этот дар в самом деле стал пророческим, поскольку реальная встреча с Учителями на маршруте Трансгималайской экспедиции открыла для них новую страницу жизни и творчества.

Одним из результатов сотрудничества Рерихов с малоизвестной в Европе Гималайской группой философов стали тексты Живой Этики, основывающиеся на принципах мозаичного диалога. Такие принципы достаточно близки и украинской философской традиции. Вместе с философско-мировоззренческой системой, эти тексты несут в себе выразительный этически-практический заряд, во многом касающийся и гуманизации практики научных исследований.

Для обобщения и систематизации собранных во время экспедиции коллекций и полевых материалов в 1929 году Рерихи создали Институт гималайских исследований «Урусвати», который действовал до начала Второй мировой войны. Его неизменным директором оставался Юрий Николаевич Рерих.

Затронутые в его трудах проблемы взаимодействия Средиземноморского и Центрально-азиатского центров мировых цивилизаций особенно актуальны для Украины, культура которой формировалась в неразрывном взаимодействии с этими центрами. Книга Юрия Рериха «Звериный стиль у кочевников северного Тибета», изданная в 1930 году в Праге, до сих пор занимает особое место в огромном массиве литературы по проблемам искусства кочевых народов, поскольку ни одному из исследователей не удалось повторить маршрут Трансгималайской экспедиции Рерихов. Ю.Н.Рерих считал, что «на долю науки, занимающейся воспроизведением прошлого, выпала участь указать людям новые пути, которые облегчают взаимопонимание между двумя большими очагами мировой цивилизации».