UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оскар 2015: марш среднего класса

Церемония вручения "Оскаров"-2015 ушла не в историю, а просто в прошлое. Хотя ее пафос был настолько мощным, что, казалось, это событие не только из мира кино, но и всего цивилизованного мира. Однако пафос оказался не соразмерен качествам фильмов-победителей.

Автор: Антон Филатов

Церемония вручения "Оскаров"-2015 ушла не в историю, а просто в прошлое. Хотя ее пафос был настолько мощным, что, казалось, это событие не только из мира кино, но и всего цивилизованного мира. Однако пафос оказался не соразмерен качествам фильмов-победителей.

Фаворит церемонии - "Бёрдмен" и "Отель "Гранд Будапешт" - номинировались на девять статуэток. В итоге оба получили по четыре награды.

Из пяти главных "Оскаров" (за лучший фильм, сценарий, режиссуру, а также мужскую и женскую роли) три достались режиссеру "Бёрдмена" Алехандро Гонсалесу Иньярриту.

Лента изобретательно повествует о творческих и житейских мытарствах актера. Когда-то он был знаменит, а теперь пытается поставить спектакль и вернуть хотя бы крохи былой славы.

Еще один "Оскар" достался оператору этого фильма Эммануэлю Любецки. Его заслуга в создании эффекта - картина снята "одним куском" без единой монтажной склейки.

Впервые полнометражный игровой фильм был снят от начала и до конца одним куском в 2002 году. Первопроходец - "Русский ковчег" Александра Сокурова. За прошедшие 13 лет были существенно усовершенствованы технологии. Кинематографисты получили намного более широкие возможности для эксперимента.

Несмотря на это, наберется едва лишь скромная двадцатка известных фильмов, снятых по такому принципу. Столь сложный технический прием удается обуздать лишь избранным. Наверняка то, как Любецки сумел обойти все трудности съемки "одним кадром", и повлияло на решение киноакадемиков. Сняв для "Бёрдмена" множество отдельных эпизодов, оператор безукоризненно свел их в единое целое. Так что создается очень убедительный эффект, будто фильм и вправду снимался беспрерывно.

Примечательно, что в прошлом году Любецки также был удостоен статуэтки американской Киноакадемии за фильм "Гравитация". Сейчас он работает над новой лентой, режиссером в которой выступает тот же Иньярриту - "Возвращенец". Главные роли исполнят Леонардо ДиКаприо и Том Харди.

Увы, "Бёрдмен" так и не вышел в украинский прокат. За последние три года это второй обладатель "Оскара" (за лучший фильм), который не добрался до отечественных кинотеатров. В 2013 году не смогли посмотреть на широких экранах "Операцию "Арго" Бена Аффлека.

Исполнители главных ролей принесли своим фильмам по одному "Оскару". Джулианна Мур прославила своей игрой малоприметную драму "Все еще Элис", а Эдди Редмэйн обеспечил статуэтку "Вселенной Стивена Хокинга".

Последний заточен на как можно более широкого зрителя. Поэтому-то разница между теориями Эйнштейна и Хокинга в этом фильме объясняется на горошке и картошке. А природа "черных дыр" иллюстрируется белой спиралькой молока в чашке кофе. Столь примитивные образы очень упрощают, если не вредят как самому фильму, так и имиджу выдающегося физика Хокинга.

Эдди Редмэйн точно воспроизвел на экране легендарного научного деятеля, который десятилетиями остается прикованным к инвалидному креслу. Двигая лишь несколькими пальцами, бровями и веками, актеру удалось очень красноречиво передать эмоции Хокинга. Другое дело, что несколько раздражает страсть американских киноакадемиков отмечать, прежде всего, тех актеров, которые играют героев с увечьями или болезнями. Актерские "Оскары" уже начали напоминать паралимпийские игры. В прошлом году статуэтку в этой номинации получил Мэттью Макконахи за роль мужчины, болеющего раком. А в 2011 году - Колин Ферт за то, что сыграл заикающегося монарха.

То же можно сказать и о женской номинации. Например, Джулианна Мур получила в этом году "Оскар", сыграв персонажа, который страдает от болезни Альцгеймера. Сентиментальный фильм "Все еще Элис", за который она была отмечена, также не вышел в украинский прокат. Рассказывает он о профессоре лингвистики, которая в один прекрасный день начинает забывать слова.

Получить статуэтку Мур удалось с пятого раза. Зато теперь в ее коллекции буквально все престижнейшие кинонаграды мира. В прошлом году она завоевала приз на Каннском кинофестивале за работу в ленте "Звездная карта". В 2003 - на Берлинале за "Часы". А в 2002 и 1993 годах - на Венецианском киносмотре за фильмы "Вдали от рая" и "Короткий монтаж" соответственно.

Четыре второстепенных статуэтки получил цветастый экшн "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона. В этой пестрой ленте наиболее высокая концентрация голливудских звезд. Практически в каждом ее эпизоде появляется если не лауреат, то, по крайней мере, номинант на "Оскар" разных лет. Несмотря на такой актерский шик, ни единой актерской номинации лента не получила.

Зато была отмечена за фирменные для фильмов Уэса Андерсона костюмы, декорации (работа художника-постановщика), а также грим и прически. Еще одну награду американские киноакадемики выписали этой ленте за саундтрек. Его автор Александр Деспла в этом году номинировался на "Оскар" уже в восьмой раз. С его музыкой ежегодно выходит по пять-семь голливудских хитов. Среди последних как популярный мейнстрим (фильмы о Гарри Поттере, "Годзилла"), так и фестивальные хиты ("Филомена", "Венера в мехах"). Всего же в фильмографии композитора значится больше 150 картин. Так что эту статуэтку Деспла вручили не столько за музыку конкретно к "Гранд Будапешт", сколько за все творчество в целом.

Однако то, что при этом остался без награды Ханс Циммер со своей музыкой к "Интерстеллар" - выглядит высшей несправедливостью. Саундтрек в этой картине и по мастерству и по масштабу - намного серьезнее мелодий "Гранд Будапешт".

В результате "Интерстеллар" остался лишь с одной статуэткой за лучшие визуальные эффекты. В этой же номинации в 2011 году победил фильм Кристофера Нолана "Начало". Так что вырисовывается закономерность - чем смелее режиссер преображает мир, тем меньше оставляет своим конкурентам шансов на победу в оскаровской гонке.

На территории высококлассного мейнстрима Кристофер Нолан давно законодатель мод. Его последние картины "загромождены" серьезными темами, от которых среднестатистический массовый зритель, казалось, будет воротить нос. В трилогии "Темный рыцарь" показывается природа политики и защиты общества. В "Начале" живописуется наука о сновидениях. А "Интерстеллар" и вовсе снят по экспериментальным теориям физики. Но сколь бы сложным ни было содержание любого нолановского фильма - режиссер превращает его в эффектный экшн, умудряясь угодить и ленивому поклоннику мейнстрима, и въедливому знатоку физики и политики.

"Оскар" для "Интерстеллара" - не более чем приятный бонус к главным его наградам, которые он получил ранее. А именно: кассовые сборы, в четыре раза превзошедшие бюджет. И более чем почетное шестое место в рейтинге IMDb 250. Кстати, в этом рейтинге до сих пор удерживаются и четыре предыдущих работы Нолана. При этом ни одного "Оскара" у самого режиссера так и нет!

Сразу три премии американской Киноакадемии получила музыкальная драма о взрослении и природе профессионализма - "Одержимость" Дэмьена Шазелла. В прошлом году эта лента триумфовала на престижнейшем фестивале независимого кино Санденс. Если еще несколько лет назад среди номинантов на "Оскар" в обязательном порядке можно было встретить призеров Канн, Берлина и Венеции, то теперь все чаще победителей Санденса. Эксперты объясняют это тем, что голливудские продюсеры сейчас активно выводят в тренд независимое кино.

После того как ни одна из главных статуэток не досталась "Юности" Ричарда Линклейтера, по всей планете раздался горестный вздох поклонников добротного авторского кино. Присуждение этому шедевру одной-единственной статуэтки за женскую роль второго плана выглядит как насмешка.

Хотя в истории кино эта картина закрепилась и без того. Чуть больше года назад лента завоевала приз за режиссуру на Берлинале, после чего триумфально прошлась по другим киносмотрам.