UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСЕННЯЯ ДИСТАНЦИЯ

Фестиваль «Осенний джазовый марафон», проходивший 26-27 ноября в Международном центре культуры и искусств, в девятый раз в истории демонстрировал джазовые достижения Украины...

Автор: Екатерина Щеткина

Фестиваль «Осенний джазовый марафон», проходивший 26-27 ноября в Международном центре культуры и искусств, в девятый раз в истории демонстрировал джазовые достижения Украины. Участие коллективов из недалекого зарубежья, к счастью, не заставило организаторов соблазниться на столь популярное нынче у организаторов подобных акций прилагательное «международный». В этом было, пожалуй, даже что-то почти вызывающее: да, это только наше и посмотрите, как неплохо оно смотрится. Т.е. слушается.

Слушалось действительно в основном неплохо. Хотя состав участников был не совсем ровный. Как по уровню исполнения, так и стилистически. Но джаз достаточно разнообразен, и поэтому такая полистилия в фестивале вполне оправдана. Можно было услышать композиции, отсылающие к стилистике эстрадно-симфонического исполнительства, блюзовые импровизации на известные и не очень темы, «классику», джазовые обработки народных песен. Все это, несомненно, создавало некую достаточно развернутую картину джазовой жизни в нашей стране. Иногда с ее уклоном в местечковость, иногда с ее же тенденцией к самодостаточной исполнительской виртуозности и уж определенно со свойственной этому музыкальному направлению «элитарности». Я бы даже сказала «салонности». Это проявлялось как в настроении зала, так и поведении артистов и ведущих на сцене. Сии последние вели себя периодически до такой степени непринужденно, что возникало немалое подозрение в их трезвом состоянии. Впрочем, они, кажется и не намерены были особенно что-то скрывать. Да и от кого скрывать - все свои…

Эта непринужденная «простота нравов», царившая в зале и на сцене, в общем заложенная в природе самого этого искусства, несколько не вязалась с самим залом бывшего Октябрьского дворца, несмотря на то, что именно в нем фестиваль проходит с 1991 г. Во-первых, он, казалось, был слишком велик для такой музыки. Терялся контакт со сценой, и зритель оставался как бы сам по себе. Эта «концертность» диссонировала с попыткой организаторов создать настроение «интимности». Во-вторых, сцена тоже оказалась несколько «не по размеру». Оркестры чувствовали себя на ней вполне неплохо, но маленькие коллективы либо оказывались рассеянными по всей сцене, из-за чего теряли столь необходимое чувство локтя и выпадали из поля зрения зрителя, либо солист вдруг оказывался затертым в угол, в то время как авансцена пустовала.

Все это пытались компенсировать столь же несоразмерными световыми эффектами, которые нещадно били зал по глазам, мелькали более-менее в такт и далеко не всегда «в настроение». Зато смотрелись достаточно «богато».

Конечно, нет ничего хорошего в том, что зрители вынуждены тесниться в маленьких душных зальчиках, но иные музыкальные направления не созданы для «манежей и арен». С потерей элитарности, камерности они теряют что-то главное, то, чего нам не может дать больше ничто в этом мире. Понятно стремление фестиваля «расширяться», но стоит ли ради этого терять главное?

То есть собственно музыку. Приятно осознавать, что в этой области мы не особенно отстаем от «планеты всей». И что создается и живет эта музыка не только в нашей славной столице. И встретиться с ними мы, пожалуй, не имеем другой возможности, кроме как на этой традиционной осенней «дистанции».