«Как обычно», — мужественно отвечают издатели на вопрос о продажах. И оптимистично добавляют: «Может быть, в субботу поживее будет».
X Киевская международная книжная ярмарка «Книжный мир-2007», в народе «Медвин», прошла в столице в ноябре, в помещениии Экспоцентра «Спортивный», в народе Инфиз. Организаторы — Украинская ассоциация издателей и книгораспространителей, Хозяйственная ассоциация книгораспространителей Украины и Украинская выставочная компания «Медвин». Юбилейную ярмарку посвятили столетию со дня рождения поэта Олега Ольжича (на открытии присутствовал гость из канадской диаспоры — Олег Кандыба, сын Олега Ольжича и внук Александра Олеся) и, как обычно, приурочили к Дню украинской письменности и культуры.
Более трехсот заявленных участников, двести с лишним стендов, более полусотни литераторов. Плотная, на две страницы мелкого шрифта программа запланированных мероприятий. И два спортзала книг.
— Я их всех откуда-то знаю, — говорит сотрудница издательства, глядя на проходящих мимо или притормаживающих возле стенда посетителей. Действительно, за время существования книжного «Медвина» в Киеве сформировался определенный «круг посвященных», которые заранее ориентируются на это мероприятие и стараются его не пропустить. Остальные, по-моему, просто не в курсе. В этом году программа выставки появилась в Интернете едва ли не накануне открытия (раньше представили списки своих презентаций и автограф-сессий только отдельные издательства) — поздновато даже для информирования того самого узкого круга. Откуда могут узнать о ярмарке обычные киевляне, которые не мониторят Сеть и не живут в районе Инфиза, остается загадкой.
Однако издатели в большинстве своем к участию в осеннем «Медвине» относятся достаточно серьезно. К открытию столичной выставки выходят новинки, по тем или иным причинам не поспевшие к Львовскому форуму, допечатываются тиражи книг, заявленных во Львове только «сигналками», а в крупных издательствах кое-что планируется и конкретно к ноябрю. Презентации проводятся главным образом по инициативе самих авторов: без их собственных усилий не удается собрать даже минимальный зал. Исключения, конечно, есть, о них чуть позже. И, конечно, здесь, на главной киевской выставке, издатели надеются сделать какие-никакие продажи. Хотя бы в субботу.
Впрочем, украинская книга в настоящее время остается на 65% дотационной, как заявил Александр Афонин, бессменный председатель Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей, на организованном им же круглом столе «Год украинской книги: достижения и потери». К достижениям Александр Васильевич отнес появление указа президента «О проведении в Украине в 2007 г. Года украинской книги». И указ, и разработанный Нацсоветом по вопросам культуры и духовности план мероприятий — документы продуманные и правильные, что само по себе плюс. Остальное, правда, в минусе.
Ни одно из положений процитированных документов, — а там говорится и о популяризаторских книжных мероприятиях, и об информационных программах, и о создании государственной сети книгораспространения, и о льготной аренде для издательств и книжных магазинов, и об увеличении бюджетных вливаний в отрасль, — на сегодня не выполняется. В частности, в бюджете-2008 на довольно спорную и полупрозрачную программу «Украинская книга» выделено 20 млн. гривен — ровно столько же, сколько и в нынешнем, причем эти деньги до сих пор (ноябрь на дворе) так и не поступили в полном объеме. На программу по развитию украинского языка (в рамках которой закупаются книги для библиотек учебных заведений) в 2008 году выделено девять миллионов, а в 2007-м — было сорок два. Что же касается расширения сети книжных магазинов и льготной аренды — здесь единственной реакцией людей, которые «в теме», может быть только саркастическое похихикивание. Хотя бы в свете едва-едва разруленной накануне выставки ситуации с закрытием центрального книжного магазина столицы «Знання».
Но власть «не в теме». Единственная госструктура, занимающаяся книжной отраслью в Украине, — соответствующий департамент Госкомитета по делам телевидения и радиовещания. Основное занятие этого органа, по словам А.Афонина, — перераспределение бюджетных средств, поступающих по той самой программе «Украинская книга» или на проведение выставок за границей (на которых мы традиционно позоримся). Круглые столы издателей власть игнорирует, поданные ассоциацией документы с предложениями по развитию отрасли кладет под сукно, в реальные проблемы не вникает. Отечественные издатели до сих пор с ностальгией оглядываются на российскую власть розлива 90-х, тепло вспоминают президента Ельцина и его оппозиционного ныне, а тогда вице-премьера «Мишу-два процента», давших зеленую улицу российскому книгоизданию. Все так и было — но сколько можно вспоминать-то?!
Те украинские издатели, которые рассматривают свою деятельность как бизнес, суть которого не в чем-нибудь, а в издании и продаже книг, от власти не ждут и не хотят ничего. Другое дело, что их бизнес в нашей стране пока нельзя назвать высокоприбыльным — но эти люди прилагают максимум усилий, чтобы он развивался. «В украинском книгоиздании все делают энтузиасты», — говорит Элеонора Симонова, директор издательства «Нора Друк», активно выпускающего современную художественную литературу отечественных авторов.
Этот тезис на круглом столе звучал неоднократно. Энтузиасты — и Богдан Будный (тернопольское издательство «Навчальна книга Богдан»), за учебниками которого, не допущенными к конкурсу Минобразования, учителя направляют школьников на рынок, и книготорговец Михаил Ватуляк (оптовая компания «Книжкові джерела», Львов), регулярно устраивающий промоакции украинских писателей в Западном регионе. Что эффективнее: работать у государственной кормушки или на одном энтузиазме? — вопрос риторический. Но третьего пока не дано.
Еще один пример успешных энтузиастов издательского дела в Украине — львовское «Видавництво Старого Лева», семейный бизнес Марьяны Савки и Юрия Чопика, специализирующихся на детских книгах. На «Медвине» именно им на презентации книги Александра Гавроша «Неймовірні пригоди Івана Сили — найдужчої людини світу» удалось собрать полный зал под приглашенную «звезду» — тяжелоатлета, обладателя титула самого сильного человека мира Васыля Вирастюка. Интересно, что наконец-то сработали «неимиджевые» стены «Медвина»: на встречу с титулованным спортсменом пришло немало студентов Инфиза. Уже опробованная украинскими издателями «звездная» технология (раньше в книжных проектах засветились Руслана и Ани Лорак) дала результаты и на этот раз: всем желающим книг не хватило. Однако под каждую издаваемую книгу раскрученных медийных «звезд» не напасешься. Надо придумывать что-то еще.
Отдельная ситуация у киевских фантастов. И сам День фантастики на «Медвине» проводится отдельно — на пятом этаже, без встраивания в плотную сетку мероприятий и жесткого регламента. Околофантастическая публика любовно называет это мероприятие «МедвинКон» — по аналогии с конвентами, регулярными тусовками фэндома в разных городах мира. Целевая аудитория собирается без проблем (правда, в дождь чуть хуже, чем в хорошую погоду), плавно варьируясь в течение дня, а самые стойкие держатся с утра до вечера.
В непринужденной обстановке отрапортовал о юбилейном, пятидесятом номере журнал «Реальность фантастики». Именно усилиями редколлегии журнала украинские фантасты ворвались в Европу, в течение последних лет собирая награды «ЕвроКонов». Последнее достижение в этом году в Копенгагене: «лучший промоутер» Европы — Николай Макаровский, организатор харьковского конвента «Звездный мост», «лучший художник» — Владимир Бондарь, тоже харьковчанин, «лучший дебют» — киевлянин Михаил Назаренко.
Встречи писателей с любителями фантастики — одно удовольствие. Этот зал можно держать два часа подряд, дискуссия идет без напряжения, все понимают, о чем речь, все свои.
«Все свои» — определение, применимое и к «Медвину» в целом. Одни «свои» обсуждают книгу Сергея Руденко из серии «Украинские политики» («Саммит-книга»), посвященную Юлии Тимошенко, и совсем другие «свои» — перевод исследования американского литературоведа Гарольда Блума «Західний канон: книжки на тлі епох» («Факт»). Третьи «свои» собираются слушать молодую авангардную поэзию и так далее.
«Свои» прохаживаются между стендами, обмениваются визитками и прайсами, общаются неформально, попутно завязывая и деловые контакты. По неизбежной аналогии с львовским форумом: во Львове подобная картина наблюдается в четверг, когда никого, кроме «своих» (участников, гостей и прессы), на ярмарку не пускают. Собственно, руководитель компании «Медвин» (в активе которой выставки самого разного профиля) Эдвин Задорожный когда-то именно так и представил свое видение настоящей выставки: никакой давки, к любому стенду можно подойти, все хорошенько рассмотреть. Но издателям все-таки хочется толпы и ажиотажа, и чтобы книги продавались, словно сэндвичи в Макдональдсе, без передыху на выкрик «свободная касса». Как во Львове в субботу — если, конечно, не приезжает президент, в честь которого у нас принято перекрывать все входы и выходы, не обращая внимания на чужой энтузиазм и бизнес.
На «Медвине» в субботу, слава богу, обошлось без высочайших визитов. И продажи, конечно, были — как всегда. На стенде «Норы Друк» писательница Ирэн Роздобудько отмечала день рождения в тесном кругу, разумеется, тоже «своих». То и дело отвлекаясь, чтобы подписать книгу очередному своему читателю.
Ведь они, читатели, по определению не бывают «не своими».